Оксана
Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога.
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но самостоятельно сделанное открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Публикация «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально практическим путем. Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением он открывает для себя окружающий мир.
Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста характерны :
1. Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о явлениях и объектах.
2. Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес.
3. Формирование образного мышления.
4. Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу.
5. Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования
предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.
Малыши очень любят экспериментировать, и делают они это, играя с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками. Эти игры обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Все это происходит не осознано, потому что действия их основаны не на полученных знаниях, действия эти инстинктивны.
Для организации исследовательской деятельности детей используются приемы :
1. Наблюдение. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки.
2. Решение игровых проблемных ситуаций.
3. Беседы и чтение художественной литературы способствуют возникновению интереса к предстоящей познавательно – исследовательской деятельности.
4. Опыты и эксперименты развивают любознательность.
Младшие дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства. ("Лепим колобки", "Делаем фигурки", "Делаем дорожки и узоры из песка" и др.) Плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики ("Веселые кораблики", "Игры с самолетиками").
Дети с большим интересом делают пену и пробуют ее рисовать, надувать мыльные пузыри. Зимой малышам очень нравится вместе с взрослыми делать цветные льдинки, снег. От экспериментирования они получают огромное удовольствие, обогащаются эмоционально и интеллектуально.
Дети увлеченно рассказывают о своих открытиях родителям. И им очень хочется повторить свои эксперименты дома, вместе с папой и мамой.
Малышей всегда интересует человек: строение его тела, как расположены части тела, для чего они нужны. Взрослым можно предложить поиграть с ребенком в игру "Нарисуй Себя". Игру лучше проводить перед большим зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале, запоминает
цвет глаз, волос, обводит маркером контуры своего тела и его части, лицо и его части, рисует себя в зеркале. И пусть рисунок получился не таким, как у взрослого, для ребенка он самый красивый. Он убедился, что у него, как и у другого человека, есть руки, ноги, голова.
Познакомиться младшим дошкольникам со своими органами чувств помогает игра-экспериментирование "Наши помощники" (коробочка с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон; коробочка с бубном; чудесный мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой).
Дети могут экспериментировать с объектами природы, а могут и с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к их обследованию, многовариантной деятельности с ними. Разнообразные конструкторы - одни из таких игрушек.
Эксперименты можно проводить разные, главное, чтобы был учтен возраст ребенка, его возможности, а еще должны быть созданы условия для экспериментирования. Очень хорошо, если дома для ребенка родители сделают мини-лабораторию. Где будут находиться необходимые предметы: пластиковые стаканчики, различные пластиковые формочки, трубочки, ложечки, совочки, ведерки, ванночки для воды, деревянные брусочки, кусочки ткани предметы – заместители и др. Экспериментирование помогает малышам ответить на их важный вопрос "Почему?". Успешно развивает творческие и интеллектуальные способности.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения» - Выготский Л. С.
Литература
1. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
2. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.