Ирина Сарафонова
Развитие познавательно —исследовательской деятельности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирск Детский сад №335 «Лесная сказка»
Развитие познавательно — исследовательской деятельности
Выполнила:
воспитатель: Iкв. кат.
Сарафонова И. С.
Публикация «Развитие познавательно —исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Природа снабдила растущего человека невероятной любознательностью, сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Почему же дети далеко не всегда с удовольствием включаются в познавательный процесс? Ответ на этот вопрос легко найти, понаблюдать за дошкольниками: они с увлечением порой часами рассматривают интересный им предмет, обследуют его при помощи разных анализаторов. Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста и младшим дошкольникам, педагоги нередко цитируют великого
А. В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Как показывают исследования ряда учёных, экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, приносит ему удовольствие. В процессе экспериментирования происходит накопление сенсорного и исследовательского опыта, развитие памяти, активизируются
мыслительные процессы, так постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Экспериментирование должно организовываться (поддерживаться) таким образом, чтобы активность самого ребёнка была реализована в нем наиболее полно. В данном случаи экспериментирование выступает как метод обучения, поддержки познавательно-исследовательской деятельности, как форма организации педагогического процесса и имеет определенную структуру:
Цель: поддержка детского экспериментирования, обеспечение условий для развития данной деятельности.
Задачи: Накопление ребёнком сенсорного опыта;
Формирование необходимых умений;
Знакомство с различными методами познания окружающего мира;
Развитие мысленных процессов и операций.
На третьем году жизни своего максимального развития достигает наглядно действенное мышление. Это эпоха, когда манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Но на данном этапе взрослому ещё рано ставить перед ребёнком сложные задачи, организовывая целенаправленное экспериментирование. Можно сказать, что умение ребёнка собирать и разбирать пирамидку всё еще важнее, чем получение результата правильно собранной пирамиды.
Иными словами, основная задача экспериментирования — накопление сенсорного опыта, получение первичных представлений о свойствах предметов.
Важно и то, что в данный период экспериментирования является одним из факторов, создающих предпосылки для развития самостоятельности ребё нка:
оно учит выявлять не только свойства предметов, но и собственные возможности, раздвигает их границы. В свою очередь, новообразования данного возраста, выражающиеся формулой «Я сам!», имеют существенное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом.
Для детей младшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использования опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности :
прием ищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в совместной с воспитателем деятельности.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которое вызывает у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В младшей группе подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый,
Для показа взаимосвязи живой и не живой природы, обратили внимание, какие растения становятся после дождя. Дети убедились, что дождь- это вода.
Сравнили воду из -под крана и из лужи, отметили: в лужи вода грязная, а из под крана- чистая.
Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода — жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой и холодной.
Так же проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках. Сделали вывод, что снежинки белого цвета и они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время - разжать и посмотреть, что случилось? Почему исчезла снежинка? Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду.
С большим интересом дети рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлению со свойствами льда. Так дети узнали, что лед прозрачный, холодный, твердый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.
Исследуем и объекты не живой природы: песок, камни, вода, воздух и пр.
Провели опыт «Тонет не тонет». Определили, что не все предметы тонут в воде.
Предложили слепить колобки из мокрого и сухого песка. Сделали вывод, что из мокрого песка можно лепить.
Для того что бы игры - экспериментирования успешно осуществлялись в младшей группе, мы постарались создать соответствующею предметно развивающую среду, в которой главное место отвели центру экспериментирования.
Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование: - как разнообразные ёмкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ракушки, камешки, пробки, губки и т. д.).
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изученных объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.