Папки-передвижки

Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Оксана Бунина
Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира.

Задачи: - Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. - Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. - Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь. - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.

Первый этап в работе был организационный – составление подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности, уровня овладения навыками экспериментирования. Пополнение развивающей среды картотеками различных экспериментов и познавательных игр : с песком, с водой, с цветным рисом. А так же приобрели микроскоп и познавательные энциклопедии об простых экспериментах и великих открытиях.

Игра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообразный природный материал в развивающих и обучающих занятиях с детьми.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт - основу мышления.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.

В группе младшего дошкольного возраста 3-4 лет появилась новая игра с Радужным рисом.

Это сенсорная коробка наполненная цветным рисом. Она дает возможность ребятам расширить свой тактильный опыт — они могут трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.

С помощью «Экспериментального огорода» можно помочь детям лучше узнать окружающий мир, создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важные психических процессов, как ощущения, являющиеся первыми ступенями в познании окружающего мира. Можно научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).

Знакомим детей со свойствами сухого и мокрого песка,

уточняем знания о том, что песок не живая природа, рассказываем значения его в жизни человека.

Развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, развиваем познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

Развиваем умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать, активизируем и обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме, развиваем связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулируем самостоятельное формулирование выводов. Воспитываем умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение.

Эксперимент "Окрашивание воды"- увлекательное действие, где воспитанники узнают об оттенках цвета, учатся сами получать различные оттенки и готовит ребят к самостоятельной деятельности, где они будут сами: наблюдать, предполагать результат, объяснять увиденное.

Мы знакомим детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) уточним значение воды для всего живого на земле, развиваем любознательность, мышление и речь детей, водим в активный словарь детей слова : бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Эксперимент с замерзанием воды продолжает знакомить детей с различными агрегатными её состояниями, а так же развивает у детей познавательный интерес к экспериментальной деятельности, учит устанавливать не сложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различное состояние воды и переход одного состояния в другое, развивает у детей способность сравнивать, делать выводы.

Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. С помощью игр с водой можно способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, развитию художественно-эстетического восприятия ребенка, стабилизировать проблемы детей, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.

Знакомство с микро-миром с помощью микроскопа может сформировать представление о микромире и познакомить с устройством микроскопа.

А также можем познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением, сформировать практические навыки работы с микроскопом, используя готовые микропрепараты. Развивать мыслительную деятельность детей, расширять кругозор и словарный запас, воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Заключение: Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2024 в 14:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД