Оксана Бунина
Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира.
Задачи: - Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. - Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. - Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь. - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру, самостоятельность.
Первый этап в работе был организационный – составление подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности познавательной активности, уровня овладения навыками экспериментирования. Пополнение развивающей среды картотеками различных экспериментов и познавательных игр : с песком, с водой, с цветным рисом. А так же приобрели микроскоп и познавательные энциклопедии об простых экспериментах и великих открытиях.
Игра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообразный природный материал в развивающих и обучающих занятиях с детьми.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт - основу мышления.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.
В группе младшего дошкольного возраста 3-4 лет появилась новая игра с Радужным рисом.
Это сенсорная коробка наполненная цветным рисом. Она дает возможность ребятам расширить свой тактильный опыт — они могут трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.
С помощью «Экспериментального огорода» можно помочь детям лучше узнать окружающий мир, создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важные психических процессов, как ощущения, являющиеся первыми ступенями в познании окружающего мира. Можно научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).
Знакомим детей со свойствами сухого и мокрого песка,
уточняем знания о том, что песок не живая природа, рассказываем значения его в жизни человека.
Развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, развиваем познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
Развиваем умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать, активизируем и обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме, развиваем связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулируем самостоятельное формулирование выводов. Воспитываем умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение.
Эксперимент "Окрашивание воды"- увлекательное действие, где воспитанники узнают об оттенках цвета, учатся сами получать различные оттенки и готовит ребят к самостоятельной деятельности, где они будут сами: наблюдать, предполагать результат, объяснять увиденное.
Мы знакомим детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) уточним значение воды для всего живого на земле, развиваем любознательность, мышление и речь детей, водим в активный словарь детей слова : бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Эксперимент с замерзанием воды продолжает знакомить детей с различными агрегатными её состояниями, а так же развивает у детей познавательный интерес к экспериментальной деятельности, учит устанавливать не сложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различное состояние воды и переход одного состояния в другое, развивает у детей способность сравнивать, делать выводы.
Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. С помощью игр с водой можно способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, развитию художественно-эстетического восприятия ребенка, стабилизировать проблемы детей, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.
Знакомство с микро-миром с помощью микроскопа может сформировать представление о микромире и познакомить с устройством микроскопа.
А также можем познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением, сформировать практические навыки работы с микроскопом, используя готовые микропрепараты. Развивать мыслительную деятельность детей, расширять кругозор и словарный запас, воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Заключение: Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.