Сухорукова Анастасия Владимировна
Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании и развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста, познавательно-исследовательская активность играет важную роль оказывая влияние на формирование основы всего интеллектуального потенциала ребенка. Практические действия способствуют прямому развитию мыслительных процессов, что в свою очередь обеспечивается запуском чувственного восприятия, практической деятельности детей, словесного общения, и как следствие этого у ребенка возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования.
Однако есть несколько важных аспектов, которые обязательно следует учитывать при организации работы с детьми с ОВЗ.
Прежде всего необходим подход не с позиции того, что ребенок не может в силу своей особенности, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Особенно важно стараться включать этих детей наравне со всеми в самые разнообразные виды деятельности. Хотя для этого им и требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных задач.
Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. В последнее время наиболее актуальным становиться применение так называемого errorless learning – безошибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного применения подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. После закрепления чувства успеха необходим переход к систематическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Безошибочное обучение осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.
В коррекционной работе следует применять принцип полисенсорной основы обучения, с опорой на все органы чувств (дать ребенку посмотреть, потрогать, понюхать, иногда даже попробовать на вкус исследуемые свойства предметов). Для закрепления полученного материала целесообразно использовать карточки - схемы, выкладывание логических цепочек, при этом каждое действие сопровождается речью, проговариванием совершаемых действий.
Среди методов сенсорного воспитания в развитии поисково-ориентировочных действий –выделяется метод проб, примеривания, зрительной ориентировки, а также обеспечение усвоения детьми систем сенсорных эталонов, включение в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.
В процессе активного восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.
В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.
Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.
При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу, предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.
Для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, ЗРР) характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.
В частности дети с ЗРР, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Игровая деятельность таких детей на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Конечно в таких условиях формирование познавательно-исследовательской активности затрудненно.
Поэтому ввиду парциальной когнитивной недостаточности здесь важно перестроить подачу заданий и инструкций для таких детей, так как сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
В целом анализируя работу нескольких авторов занимающихся проблемой познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Поддьяков Н. Н., А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова) можно выделить несколько общих этапов формирования познавательно-исследовательской активности :
1 этап
- обследование предметов;
- решение проблемно-практических задач методом проб;
- выполнение предметной классификации по образцу.
2 этап
- нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов;
- выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания;
- установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями;
- формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий.
3 этап
- воссоздание целостного образа предмета по его частям;
- определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3;
- анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению.
- развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности :
-Самостоятельность.
-Полнота и логичность ответа.
-Правильность выводов и формулировок.
Однако для для детей с ОВЗ существуют специфические показатели сформированности исследовательской деятельности :
-Умение видеть проблему;
-Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
-Умение делать выводы и умозаключения;
-Умение доказывать и защищать свои идеи;
-Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима. Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ : у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения и представляется одним из наиболее важных средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ.
Список использованной литературы:
1. Ахутина Т. В. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». СПб: Питер, 2008г.
2. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. “Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”. Москва. : Сфера, 2017г.
3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации. - М. : «Аркти», 2004г.
4. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания»/ Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002г.
6. Соболева А. В., Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Развиваем речь и мышление дошкольника».М. : В. Секачев, 2018г.
7. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».М. : Владос, 2018г.
8. Эпова О. Л. Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 118-123.