ларкина марина николаевна
Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2.
В каждом маленьком ребенке-
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он скакать и прыгать,
Все хватать,ногами дрыгать,
А иначе он взорвется,
Трах-бабах…и нет его.
Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок,
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он всегда куда-то мчится.
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете
Вдруг случится без него.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших замечательных детей. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «Почему?»
СЛАЙД 3.
-Почему предметы падают вниз?
-Отчего ветер дует?
-Откуда падает дождь?
Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других,дети задают взрослым во все времена.
По природе своей дети-исследователи. Открыть,изучить,исследовать-это первые шаги в неизведанное. Благодаря такой деятельности дети учатся,думать,говорить,пробовать,искать,экспериментировать,
желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
СЛАЙД 4.
Цель экспериментальной деятельности: углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
В ходе экспериментов создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий.
Поэтому,педагогам ДОУ следует создать в каждой группе условия для исследовательской деятельности детей (мини-лаборатории,где ребенок чувствует себя ученым,исследователем,а взрослый является равноправным партнером,соучастником деятельности,что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
СЛАЙД 5,6.
В этой лаборатории должны быть различные материалы для исследований:
- образцы песка, глины, чернозема;
- образцы полезных ископаемых нашего края (ракушечник, нефть, известняк и пр.);
- камни (галька, гравий, керамзит);
- медь, железо, уголь, магнит;
- смола, асфальт, мел, резина, каучук;
- семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
- семена огородных культур;
- гербарий (растения, произрастающие в нашей степи и в парке);
- хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья;
- кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
- соль, сахар, лимонная кислота;
- лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т. д.
-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-серии картин с изображением природных сообществ;
-книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
-простейшие приборы;
-коллекции;
-мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);
-материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;
-бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.
сито, воронки
-половинки мыльниц, формы для льда
-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа
-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»
-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
При выборе темы воспитатель должен учитывать уровень познавательной активности,индивидуальные и психологические особенности ребенка.
Стимулом к исследованию могут быть события,происходящие в жизни группы,заражающие большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например,кто-то принес свою коллекцию,и все вслед за ним увлеклись динозаврами,сбором красивых камней,листьев и т. д.)
Например, наступает праздник «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ» -можно провести такое опыт:
СЛАЙД 7.
«ТЕМНЫЙ КОСМОС»
Цель: Выявить причины темноты в космосе.
Материал: Фонарик, линейка, стол.
Процесс: В темной комнате положить включенный фонарик на край стола. Взглянуть на луч света и попытаться проследить его. Поднести руку на расстоянии 30 см от фонаря.
Итог: На руке появляется круг света, но между рукой и фонарем либо совсем не видно света, либо почти не видно.
Вывод: В космосе нет ничего, что могло бы отражать свет, поэтому там темно.
СЛАЙД 8 (фото).
Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Существует множество видов опытов и экспериментов.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и т. д.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений.
СЛАЙД 9.
ЖИВАЯ ПРИРОДА:
- «У кого какие детки?»
Цель :Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
- «Как развивается растение?»
Цель: Выделить циклы развития растения : Семя-растение-цветок-плод-семя.
- «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
- «Как пчелки переносят пыльцу?»
Цель: Выявить, как происходит процесс опыления у растений.
- «Куда тянутся корни?»
Цель: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
СЛАЙД 10 (фото).
ВОЗДУХ:
- «Мы дышим воздухом.»(в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
СЛАЙД 11 (фото).
- «Сколько весит воздух?»
СЛАЙД 12 (фото).
- «У нас есть вдох и выдох».
- «Можно ли поймать воздух?»
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
СЛАЙД 13 (фото).
ПЕСОК:
- «Песчаный конус.»(течения песка)
- «Свойства насеянного песка.»
- «Свойство мокрого песка.»
- «Песочные часы.»
Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
СЛАЙД 14 (фото).
ВОДА:
-“Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
-“Взаимодействие воды и снега ”.
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.
-«Вода двигает камни.»
Цель: Узнать, как замерзшая вода двигает камни.
-“Тонет, не тонет”.
Цель: Уточнить знания детей о свойствах воды, одни предметы плавают, другие –тонут.
В результате познавательно-исследовательской деятельности дети научаться ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы.
СЛАЙД 15.
В помощь воспитателю выпущено очень много книг:
1. Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»
В ней собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
СЛАЙД 16.
2. А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.»
«Секреты знакомых предметов. Бумага.»
«Секреты знакомых предметов. Зеркало.»
«Секреты знакомых предметов. Гвоздик».
«Секреты знакомых предметов. Лужа.»
«Секреты знакомых предметов. Нитка. Веревка. Канат.»
«Секреты знакомых предметов. Свеча.»
Знания привыкли передавать ребенку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому,чтобы они приходили через руки,через деятельность,а тем самым мы смогли бы подарить ребенку радостное удивление,пытливый анализ,первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
СЛАЙД 17.
3. О. В. ДЫБИНА. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004
4. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»
5. О. В. Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника. 6-7 лет, Сфера, 2012
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2013
7. О. В. Дыбина, Н. Н. Подьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009
СЛАЙД 18.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование» изд. Педагогическое о-во России, 2003 г.
9. Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование Исакова Н. В. : Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Детство-Пресс, 2013
10. Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/ составитель: Прохорова Л. Н. (ред.) М: Аркти, 2008 З.
11. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
СЛАЙД 19.
И хочется закончить своё выступление китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
СЛАЙД 20.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.