Ирина Ивановна Филиппова
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - ВАЖНЫЙ ШАГ НА ПУТИ к правильной речи.
Публикация «Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи : языка, губ, челюстей и мягкого неба. Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет нечеткую, гнусаво (с носовым оттенком, шепелявит, смазанную произношение различных звуков.
Таким образом, важное место на пути развития правильной речи должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является - отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др., улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.
Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.
Особенно будьте внимательны и осторожны, выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, так как они могут вызвать головокружение.
Вам будет достаточно выполнить упражнение 1–2 раза.
В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или чистыми руками удерживая язык, губы или нижнюю челюсть.
Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка.
Если вначале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличится до 5, 7–10.
Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.
Для того, чтобы ребенка проявила интерес к артикуляционной гимнастике, ее следует проводить в игровой форме. Например: "Язычок живет в своем домике - ротике. Как и в любом доме в нем тоже есть свои дверцы - это губы и зубы. Посмотри, как я могу открывать и закрывать дверцу в своем домике, а теперь попробуй ты. Язычок очень веселый и любит превращаться в разные вещи (упражнения "Лопаточка", "Чашечка", "Иголочка", "Трубочка", "Горка"). А еще он, как и все дети любит играть - качаться на качелях вверх-вниз, вверх - вниз (упражнение "Качели", играть в прятки (упражнения "Змейка", "Часы"). Но, наверное, как и ты он большой сладкоежка, любит полакомиться чем-то вкусненьким (Упражнение "Вкусное варенье"). А как быстро он умеет скакать на лошадке (Упражнение "Лошадка"! "