Эльвира Семенова
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой
Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой».
Проблема воспитания личности молодого поколения является на сегодняшний день актуальной. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств : о добре, милосердии, справедливости.
Публикация «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой» размещена в разделах
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми трех-четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
В этой связи так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в младшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота» Ирина Токмакова
Я считаю, что сказка показывает детям жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Также передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.
Данная проблема определила тему моей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
Мной были сформулированы цель и задачи.
Цель: Формирование нравственных качеств у детей через ознакомление со сказкой.
Задачи:
1. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
2. Учить умению играть вместе,не ссорясь, помогать друг другу;
3. Радоваться успехам, красивым игрушкам;
4. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Я выделила 4 метода работы над художественной литературой:
1 метод это знакомство младшего дошкольникасо сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
2 метод эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и узнать, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 метод это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель, которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности.
4 метод подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
В своей работе формирую нравственные чувства у детей через художественную литературу, потому что она способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т. е. помогает ребенку социализироваться в мире, способствует формированию нравственных качеств, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.
В образовательной деятельности использую такие русские народные сказки :
- сказки о дружбе («Теремок» «Рукавичка», «Зимовье»)учат детей жить вдружбе, помогать друг другу.
- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин») учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения.
-сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»). Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость.
- сказки про маленьких да удаленьких («Гуси - лебеди», «Маша и Медведь») учат помогать друг другу, выручать из трудных ситуаций и тогда любую беду можно одолеть.
- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Заяц - Хваста») учат детей доброте, трудолюбию, справедливости.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я начинаю знакомство с бытовых сказок, потому что они имеют большую социальную направленность. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются детьми,во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок.
Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.
Большое внимание я уделяю выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам. Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий:
- «Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»);
- «Кому ты больше сочувствуешь : Маше или Медведю» (сказка «Маша и Медведь»);
- «Больше всего в сказке мне нравится… Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство, мнение).
В работе со своими детьми я использую творческие задания такие как: преобразовывать ход события, придумать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», мои воспитанники пришли к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать.
Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, ярко выражается социальная потребность в общении. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует их к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может зависеть от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.
Работая по теме, я полагаю, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.