Тамара Шокина
Развитие памяти у дошкольников посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования интеллекта на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Развитие памяти является одним из основных условий для успешного становления этого процесса. Если раньше считалось, что ребенок приобретает необходимые ему знания и умения в школе, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодняшние дети значительно умнее своих предшественников - это признанный всеми факт, связанный с активным развитием средств массовой информации. Поток информации со всех сторон с утра до ночи вливает разнообразные знания в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.
Публикация «Развитие памяти у дошкольников посредством игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются.
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью : ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.
Как же сделать так, чтобы ребенку было интересно запоминать? Определившись с главным методом развития памяти в младшем дошкольном возрасте, отметим, что лучшим средством для этого является непосредственная предметная деятельность ребенка и игра.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, мышления, развитию творческих способностей, и, в частности, памяти, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В качестве средства активизации памяти можно использовать игры типа «Помоги вспомнить». После прочтения сказки воспитатель просит детей напомнить ему ее содержание, причем делается это в три этапа: первый раз непосредственно после прочтения сказки, во второй – на следующий день, и в третий – через неделю.
Беседа ведется с группой из двух – трех детей (чтобы наиболее активные не подавляли остальных) с помощью наводящих предложений типа:
Ребята, я забыла, какую вчера вам сказку рассказывала. А вы помните?
Катенька, ты не помнишь, кого встретил Незнайка?
Неужели Колобок скушал Лису?
Слава, ты помнишь, что сказала Баба-Яга Аленушке?
В зависимости от уровня развития детей вопросы могут усложняться или, наоборот, облегчаться.
Актуальна игра «Кто еще?», которая способствует развитию механизма вспоминания.
Например, на вопрос «Кто летает?» ребенок отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолет летает». Или воспитатель говорит: «У тебя красное платьице, а где еще ты видишь синий цвет?» Ребенок отвечает: «Синий флажок, синие кубики, синяя слива».
Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Таким образом, наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.