Ковальчук Людмила
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Память - это основа психической жизни,
основа нашего сознания.
Это волшебная шкатулка,
которая сохраняет наше прошлое
для нашего будущего.
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Младший школьник учится читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т. д.
Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.
Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д.). А также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные.
Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Игры на развитие памяти.
Цель: развитие зрительного запоминания.
«Запомни меня»
Перед детьми выходит один (позже и два ребёнка) на 15 секунд. Дети стараются запомнить: одежду, цвет, причёску и т. д. Ребёнок на время удаляется так, чтобы он мог слышать ответы. Педагог задаёт вопросы и только, дождавшись вопроса, дети дают ответ (тем самым это упражнение способствует развитию самоконтроля). Вопросы: - Какого цвета носочки (даже, если у ребёнка были колготки? - Были ли серёжки? - Сколько косичек? - Брюки или шорты? - И т. д.
«Запомни и нарисуй»
На небольшое время (5-7 сек.) педагог показывает детям карточку, с нарисованными на ней фигурами, цифрами, буквами. Дети запоминают, затем по истечении времени зарисовывают то, что запомнили (фигуры могут быть разного размера, цвета, в разных частях листа). Это упражнение развивает также и произвольное внимание.
Цель: развитие памяти тактильных ощущений.
«Волшебная коробочка»
Коробка с прорезями для рук. Ведущий кладёт в коробку предметы (ракушки, губки для посуды, фрукты, овощи и т. д.) Задача ребёнка отгадать предмет на ощупь. Дети зрители развивают самоконтроль.
«Угадай, кто это?»
Ребёнку завязывают глаза, на ощупь ему надо догадаться, кто из ребят к нему подошёл.
(меняют прическу элементы одежды)
Цель: развитие слуховой памяти.
«Я в мешок кладу…»
Первый ребёнок говорит фразу: Я в мешок кладу …. называет предмет (цветы, фрукты, животные, второй повторяет и называет своё, третий повторяет предыдущие два и добавляет своё и т. д. Проводить целесообразно неоднократно, с целью увеличения объёма памяти и менять детей местами.
Цель: обучение ассоциативному запоминанию.
«Цветные слова» На цветном фоне наклеены (нарисованы) картинки, детям предъявляются для запоминания, затем предъявляются карточки тех же цветов, по цвету детям необходимо вспомнить предмет, нарисованный на такого же цвета карточках (7-15 слов)