Оксана Краснова
Развитие памяти и наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с помощью внедрения элементов эйдетики
▼ Скачать +Заказ
Что такое образное мышление?
Образное мышление — это немного больше, чем некоторый образ в плоскости. Настоящий образ имеет свой запах, текстуру, свое звучание, наполнение и взаимодействие с другими предметами.
Сегодня мне хотелось бы поделится с вами опытом работы над развитием образного мышления у детей.
Публикация «Развитие памяти и наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с помощью внедрения элементов эйдетики» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. Дело в том, что у детей с рождения активно правое полушарие мозга, отвечающее за образную или иначе эйдетическую память.
Эйдос в переводе с греческого – образ. Исследования, затрагивающие понятие эйдетизма проводились в Германии еще в начале столетия Эриком Йеншем и его учениками. В нашей стране наиболее крупными специалистами были П. П. Блонский, Л. С. ВыгОтский и А. Р. Лурия.
Ученые пришли к выводу: с возрастом человек, теряет данную природой эйдетическую память. Зачем современному человеку читать книгу и мысленно создавать образы, навеянные сюжетом, можно посмотреть кино с готовыми картинками. Зачем, приехав в чужой город заставлять работать правое полушарие и запоминать ориентиры местности, навигатор сам доставит вас к месту назначения. К сожалению, и детям информация поступает теперь на блюдечке с голубой каемочкой, в виде мультфильмов, ярких иллюстраций в книжках. Позже заучивание наизусть и бездумное запоминание не оставляет простора для детской фантазии. Можно сказать, что мы сами учим своих детей мыслить и запоминать иначе, а после жалуемся на проблемы с памятью и плохую успеваемость в школе. Поток информации обрушивается на ребенка абстрактными, непонятными для его восприятия понятиями. Как малышу запомнить номер своей квартиры, если для него цифры это просто символы без всякой опоры? Как запомнить времена года и ещё чего хуже, их последовательность?
В 1989 году в Москве была открыта школа эйдетики. Её основатель Игорь Юрьевич Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг. Он предлагает ряд методов, направленных на то, чтобы ребенок смог выстроить необходимую цепочку от разрозненных, и часто не относящихся к объекту элементов до целостного образа.
Опираясь на данные методы, внедряя элементы эйдетики на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, мне удается повысить эффективность образовательного процесса при работе над развитием памяти и наглядно - образного мышления у детей.
В первую очередь дети знакомятся с понятием «ассоциация», тренируются в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций.
При этом на начальном этапе я сама демонстрирую им образно – ассоциативные картинки, так называемые картинки – запоминалки. К примеру, запоминаем птицу стриж с помощью созвучного слова стрижка, на картинке Вася лег, запоминаем цветок василёк. Абстрактное для ребенка слово обретает очертания через хорошо знакомые и понятные ему образы.
Дети с интересом вовлекаются в игру и постепенно начинают самостоятельно подбирать и зарисовывать свои ассоциации.
Чтобы запомнить несколько картинок или слов, выстраиваем цепочку ассоциаций. То есть связываем их в одну забавную историю. И чем необычнее будет история, тем лучше, образ будет ярче.
Также, запоминать последовательности нам помогают цифрообразы. Превращаем сухой символ в персонажа или предмет, и ребенок уже никогда не забудет, что первый месяц года это – январь. Потому, что история о том, как Буратино – цифра один, спасался на Якоре - Январь отложилась в его памяти ярким, незабываемым образом.
В завершении хотелось бы сказать. Наш мозг устроен так, что левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
Только сотворив гармонию в своих умах, мы обретаем ее в нашей жизни.