Получи документы

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Ирина Чалкова
Развитие памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Под процессом памяти понимают – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору включает двигательную память, образную память, эмоциональную память и словесно-логическую память.

Темочки:

Память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в потоке информации. Без развитой памяти труднодостижимо гармоничное развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.

На основе исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, мы определили, ведущую роль памяти у детей дошкольного возраста, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

На протяжении дошкольного возраста процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала, т. е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Мы подобрали следующие средства диагностики памяти детей дошкольного возраста :

– Методика «Запомни фигуры». Цель: оценка зрительной памяти.

–Методика «Изучение непроизвольного зрительного запоминания». Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.

–Методика «Десять слов». Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.

– Методика «Изучение оперативной слуховой памяти». Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

– Методика «Смысловая память». Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти. Оборудование: 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь.

– Методика «Группировка». Цель:определить способность ребенка к смысловой обработке запоминаемого материала, умение выделять понятия.

Для детей дошкольного возраста игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, в том числе развития памяти. Одним из современных и признанных средств развития памяти у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями (С. Л. Рубинштейн [40], Д. Б. Эльконин [58] и др.).

В. Н. Аванесова [1] определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Различают следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры. Дидактические игры могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях.

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки. Большое влияние на развитие памяти детей дошкольного возраста оказывают игры-драматизации.

Помимо игровой деятельности, развитие памяти дошкольников возможно в художественно-творческой деятельности, которая по определению Л. С. Выготского, является деятельностью человека, которая создает нечто новое.

Методика «Запомни фигуры» (Е. И. Рогов)

Методика предназначена для оценки зрительной памяти.

Оборудование: таблица с геометрическими фигурами для запоминания.

Описание методики: таблица экспонируется в течение 20 секунд. Детям предлагается внимательно рассмотреть таблицу и запомнить фигуры.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с геометрическими фигурами. Вам нужно как можно лучше их запомнить и после того, как таблица будет убрана по моей команде воспроизвести на бланке.

Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных фигур. Порядок воспроизведения не учитывается.

Выводы об уровне развития :

8-9 баллов - высокий уровень.

5-7 баллов - средний уровень.

1-4 балла - низкий уровень.

Методика «Изучение непроизвольного запоминания»

Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.

Оборудование: Набор из 10 картинок.

1. Рыба.

2. Ведро.

3. Кукла.

4. Молоток.

5. Портфель.

6. Санки.

7. Елка.

8. Чашка.

9. Часы.

10. Телевизор.

Описание методики: картинки предъявляются по одной (1 картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по 1 баллу.

Уровни оценки результатов: 8 – 10 баллов – высокий уровень.

5 – 7 баллов средний уровень.

Менее 5 баллов – низкий уровень.

Публикации по теме:

Беседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAMБеседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAM Ход беседы Воспитатель:– С каждым днем нам все ближе и ближе этот замечательный весенний и радостный день 9 мая-праздник Победы, особенно.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Мастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс по аппликации "Свеча Памяти" для детей младшего дошкольного возраста. Сегодня наша страна отмечает День памяти и скорби.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 14:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чалкова (УИ 1193839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД