МААМ-картинки

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Ирина Чалкова
Развитие памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Под процессом памяти понимают – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору включает двигательную память, образную память, эмоциональную память и словесно-логическую память.

Память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в потоке информации. Без развитой памяти труднодостижимо гармоничное развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.

Публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На основе исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, мы определили, ведущую роль памяти у детей дошкольного возраста, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

На протяжении дошкольного возраста процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала, т. е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Мы подобрали следующие средства диагностики памяти детей дошкольного возраста:

– Методика «Запомни фигуры».Цель: оценка зрительной памяти.

–Методика «Изучение непроизвольного зрительного запоминания». Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.

–Методика «Десять слов». Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.

– Методика «Изучение оперативной слуховой памяти».Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

– Методика «Смысловая память».Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти. Оборудование: 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь.

– Методика «Группировка».Цель:определить способность ребенка к смысловой обработке запоминаемого материала, умение выделять понятия.

Для детей дошкольного возраста игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, в том числе развития памяти. Одним из современных и признанных средств развития памяти у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями (С. Л. Рубинштейн [40], Д. Б. Эльконин [58] и др.).

В. Н. Аванесова [1] определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Различают следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры. Дидактические игры могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях.

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки. Большое влияние на развитие памяти детей дошкольного возраста оказывают игры-драматизации.

Помимо игровой деятельности, развитие памяти дошкольников возможно в художественно-творческой деятельности, которая по определению Л. С. Выготского, является деятельностью человека, которая создает нечто новое.

Методика «Запомни фигуры» (Е. И. Рогов)

Методика предназначена для оценки зрительной памяти.

Оборудование: таблица с геометрическими фигурами для запоминания.

Описание методики: таблица экспонируется в течение 20 секунд. Детям предлагается внимательно рассмотреть таблицу и запомнить фигуры.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с геометрическими фигурами. Вам нужно как можно лучше их запомнить и после того, как таблица будет убрана по моей команде воспроизвести на бланке.

Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных фигур. Порядок воспроизведения не учитывается.

Выводы об уровне развития:

8-9 баллов - высокий уровень.

5-7 баллов - средний уровень.

1-4 балла - низкий уровень.

Методика «Изучение непроизвольного запоминания»

Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.

Оборудование: Набор из 10 картинок.

1. Рыба.

2. Ведро.

3. Кукла.

4. Молоток.

5. Портфель.

6. Санки.

7. Елка.

8. Чашка.

9. Часы.

10. Телевизор.

Описание методики: картинки предъявляются по одной (1 картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по 1 баллу.

Уровни оценки результатов: 8 – 10 баллов – высокий уровень.

5 – 7 баллов средний уровень.

Менее 5 баллов – низкий уровень.

Публикации по теме:

Беседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAMБеседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAM Ход беседы Воспитатель:– С каждым днем нам все ближе и ближе этот замечательный весенний и радостный день 9 мая-праздник Победы, особенно.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Мастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс по аппликации "Свеча Памяти" для детей младшего дошкольного возраста. Сегодня наша страна отмечает День памяти и скорби.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 14:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чалкова (УИ 1193839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД