Ирина Чалкова
Развитие памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Под процессом памяти понимают – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору включает двигательную память, образную память, эмоциональную память и словесно-логическую память.
Память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в потоке информации. Без развитой памяти труднодостижимо гармоничное развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.
Публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На основе исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, мы определили, ведущую роль памяти у детей дошкольного возраста, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
На протяжении дошкольного возраста процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала, т. е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Мы подобрали следующие средства диагностики памяти детей дошкольного возраста:
– Методика «Запомни фигуры».Цель: оценка зрительной памяти.
–Методика «Изучение непроизвольного зрительного запоминания». Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.
–Методика «Десять слов». Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.
– Методика «Изучение оперативной слуховой памяти».Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
– Методика «Смысловая память».Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти. Оборудование: 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь.
– Методика «Группировка».Цель:определить способность ребенка к смысловой обработке запоминаемого материала, умение выделять понятия.
Для детей дошкольного возраста игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, в том числе развития памяти. Одним из современных и признанных средств развития памяти у детей дошкольного возраста являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями (С. Л. Рубинштейн [40], Д. Б. Эльконин [58] и др.).
В. Н. Аванесова [1] определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Различают следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры. Дидактические игры могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях.
Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки. Большое влияние на развитие памяти детей дошкольного возраста оказывают игры-драматизации.
Помимо игровой деятельности, развитие памяти дошкольников возможно в художественно-творческой деятельности, которая по определению Л. С. Выготского, является деятельностью человека, которая создает нечто новое.
Методика «Запомни фигуры» (Е. И. Рогов)
Методика предназначена для оценки зрительной памяти.
Оборудование: таблица с геометрическими фигурами для запоминания.
Описание методики: таблица экспонируется в течение 20 секунд. Детям предлагается внимательно рассмотреть таблицу и запомнить фигуры.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с геометрическими фигурами. Вам нужно как можно лучше их запомнить и после того, как таблица будет убрана по моей команде воспроизвести на бланке.
Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных фигур. Порядок воспроизведения не учитывается.
Выводы об уровне развития:
8-9 баллов - высокий уровень.
5-7 баллов - средний уровень.
1-4 балла - низкий уровень.
Методика «Изучение непроизвольного запоминания»
Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.
Оборудование: Набор из 10 картинок.
1. Рыба.
2. Ведро.
3. Кукла.
4. Молоток.
5. Портфель.
6. Санки.
7. Елка.
8. Чашка.
9. Часы.
10. Телевизор.
Описание методики: картинки предъявляются по одной (1 картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по 1 баллу.
Уровни оценки результатов: 8 – 10 баллов – высокий уровень.
5 – 7 баллов средний уровень.
Менее 5 баллов – низкий уровень.