Тамара Васильевна Никитина
Развитие тонких движений пальцев рук — путь к творческому развитию детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии ручной моторики у детей с нарушением интеллекта большую роль играют соотносящиеся действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т. д.) Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность движений рук. У умственно отсталых детей хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к неинформированности ручных умений. Поэтому с умственно отсталыми дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе. Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной моторики.
Публикация «Развитие тонких движений пальцев рук — путь к творческому развитию детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развитие хватания : Игры «Поймай мяч двумя руками», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки»- (щепотью).
Развитие соотносящихся действий: Игры «Посади грибы» - совмещать предметы с отверстием, «Пирамидки». Подражание движениям рук : Игра «Поезд», «Теневой театр» - способствуют развитию движений кистей рук и пальцев. Развитию движений пальцев : Игры: «Мозаика»-хватание щепотью, «Бусы для куклы» и т. д.
Развитию движений кистей рук : Игры: «Поймай рыбку», «Кто ловкий»-(сочком одной рукой переложить шарик из одной коробки в другую)-способствует развитию сгибательных и разгибательных движений кистей рук.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывает огромное влияние на развитие речевой и всей внешней нервной деятельности ребенка. Существует тесная взаимосвязь и
взаимозависимость речевой и моторной деятельности и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он изобразительнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он выполняет действия с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активнее. Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять, а тренировать играя. Для ребенка - игра в движении - это способ познания мира. В раннем и младшем дошкольном возрасте выполнять с ребенком простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Для развития мелкой моторики кисти выполнять следующие виды деятельности:
- «пальчиковый театр»;
- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
- вязание, шитье, вышивание;
- завязывание и развязывание узелков;
- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
з
- комкание и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кистей руки);
- лепка из глины и пластилина;
- нанизывание бус, пуговиц;
- перематывание цветных клубочков ниток;
- складывание из кубиков домиков, машинок и т. д.
Тренировать пальцы начинать нужно с раннего возраста в форме массажа. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. При систематическом проведении массажа улучшается функция коры головного мозга и усиливается ее связь с мышцами и сосудами. Поэтому детей нужно обучать следующим приемам массажа и самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Психологами разработаны три комплекса упражнений самомассажа:
-самомассаж тыльной стороны кистей рук;
- самомассаж ладоней;
- самомассаж пальцев рук.
Таким образом, используя разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук, мы прокладываем путь к творческому развитию именно наших детей, то есть детей с ограниченными возможностями. А мостиком к этому пути станет Театр (пальчиковый, теневой). Пальчиковый театр предоставляет ребенку уникальную возможность быть одновременно режиссером-постановщиком и актером. А участие в театре пробуждает творческую инициативу, способствует развитию речи, так как в театре активно задействованы именно пальцы. В теневом театре учим детей изображать предметы, животных, птиц и людей. Требуется хорошая тренировка пальцев. Начинать нужно с простых фигурок (кошка,собака, коза и т. д.) - очень хорошо о театре написано в книге Елены Петровны Пименовой «Творческая мастерская». Особенно эффективно ручная моторика развивается на программных занятиях (рисование, лепка, аппликация). Дети с отклонениями могут овладеть элементарной изобразительной деятельностью. Рисование пальчиками - развивает в ребенке творческое начало. Это самый доступный способ заинтересовать детей рисованием. В процессе творчества развивается воображение, образное мышление, вкус.
Лепка - (пластилин, глина, тесто).
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, защипывание. Все эти приемы способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.
Прежде всего, научить правильно работать с пластилином: удобно располагать и двигать руками, поставив локти на стол. Помочь ребенку: разминать пластилин, раскатывать выпрямленными ладонными, круговыми движениями ладоней. Делить пластилин и глину на части, сплющивать между ладонями (лепешки) соединять части, плотно прижимая одну к другой (грибы со шляпками).
Оригами - японское искусство складывания из бумаги (без клея). В процессе создания фигурок у детей развивается глазомер, мелкая моторика пальцев, воображение, память, пространственное мышление.
Аппликация - (игра с бумагой) очень хорошо развивается моторика рук при работе с бумагой.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с карандашами, крупой, орехами, с природным материалом. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, между двух ладоней - шестигранный карандаш. Приговаривая:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу, или
Бусинки-горошинки:
Покатаю я в руках
Бусинки-горошки,
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-ладошки.
Различные объекты и явления неживой природы привлекают внимание детей не меньше, чем животные и растения. Но детям сложно самостоятельно организовать игровую деятельность с ними: дети затрудняются лепить «куличики», переливать воду, пускать кораблики, строить из песка. Всему этому их необходимо научить. Если детей с ограниченными возможностями предоставить самому себе, песок будет рассыпан, вода, скорее всего, окажется разлитой. Поэтому педагог играет вместе с детьми. Он погружает свои руки и руки детей в песок и приговаривает «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». Ребенок начинает шевелить пальчиками. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке. Детям педагог этим упражнением помогает делать самомассаж рук песком. Так же дети могут рисовать на песке. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Результативность занятий по развитию мелкой моторики икоординации движений пальцев рук зависит от систематичности их проведений, а не от случая к случаю.
Итак, доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Пальчиковая гимнастика, лепка, аппликация, рисование, игры с конструктором и мозаика - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его творческие способности. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - одно из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, это путь к творческому развитию детей с ограниченными возможностями.