наталья жиркина
Влияние музыки на развитие движений детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О том, что полезно для детей, задумываются все. Среди множества факторов, которые благотворно влияют на развитие ребенка – музыка. Музыка привлекает детей своим побуждением к движению, которое полезно для роста и развития ребенка.
Публикация «Влияние музыки на развитие движений детей раннего возраста» размещена в разделах
Дети раннего возраста, с которыми мы работаем, мало и плохо говорят, поэтому основным видом музыкальной деятельности для них является музыкально-ритмическая.
Движения под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент физического воспитания. Поэтому игровые музыкально-двигательные упражнения, которые мы используем в работе, для детей раннего возраста имеют особую значимость. Мы ставим перед собой задачи:
1. Воспитывать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образно - игровые движения.
2. Сенсорные способности (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука).
3. Чувство ритма – способность выражать в движениях ритмическую пульсацию мелодии.
4. Слуховое внимание – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки.
5. Способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
6. Развивать умение связывать с музыкой движения в сюжетных играх, упражнениях, плясках. Учить ребят простейшим совместным движениям.
7. Формировать основные двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки)
8. Развитие способности выполнения элементарных плясовых движений.
9. Развитие умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (зайчиков, мишек, птичек).
10. Воспитывать общительность, умение входить в контакт с взрослыми или ребенком.
11. Развивать элементарные умения пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед и назад.
Тексты упражнений, которые мы используем на своих занятиях, сопровождаются соответствующими движениями. Например упражнение «Побежали по дорожке» муз. сл. А. Ярановой учит детей ритмичной ходьбе и бегу. Музыка оказывает сильное физиологическое воздействие на ребенка – нервная система и мускулатура способны усваивать ритм. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для развития движения. Такие упражнения оказывают комплексное воздействие на детей, вызывая яркую эмоциональную реакцию, и активизирует движения. Выполняя движения, дети ритмично повторяют знакомые слова. Благоприятная для ребенка музыка полностью его задействует, побуждает к движению.
Одна из задач музыкально - ритмических упражнений - это развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков, они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Например: упражнения «Вот как мы умеем», «Марш» Е. Тиличеевой, формируют навыки ритмичной ходьбы, правильную осанку и дыхание. Упражнение «Побежали по дорожке» А. Ярановой также способствует развитию навыков основных видов движений – ходьбы и бега. Игра «Ой, летели птички» учит детей легко бегать по кругу и подпрыгивать на месте и т. д.
Мы убедились, что без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо двигаться под бодрую, маршевую музыку на музыкальных занятиях. Используя музыку на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике, мы заметили, что дети стали двигаться более уверенно, ритмично. Музыка активизирует детей. Бодрая ходьба под «Марш» Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, «Научились мы ходить» муз. сл Е. Макшанцевой способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, что очень важно для детей двух лет. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому они благотворно влияют на физическое развитие детей.
Задачи по физкультурному и музыкальному воспитанию различны. В физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребенка, привитие ему жизненно необходимых навыков. На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности.
Музыкально-двигательные упражнения, помогая прививать детям, двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движении музыкальных впечатлений, в то же время способствуют развитию основных видов движений. Например, упражнение «Капельки» сл. и муз А. Ярановой развивает навыки легкого бега, прыжков и ходьбы на месте. В то же время дети передают образные движения, прыгают легко, «как капельки», бегут стремительно «как ручейки». В упражнении «Пони» сл. муз. Т. Морозовой дети, учатся ходить, высоко поднимая ноги, и двигаться прямым галопом. Игра «Три веселых зайчика» способствует развитию умения легко, ритмично прыгать и бегать, передавая образы зайчиков.
Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.
На занятиях мы используем песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки?», «Разминка», Тучка» в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки. В них содержится много разнообразных движений пальцами, руками, кулачками, кистями рук. Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.
Весь учебный год физкультурные занятия и утренняя гимнастика проводились под музыку. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, организует коллектив. Детям младшего дошкольного возраста трудно выполнять движения в одном темпе, поэтому музыка звучит во время ходьбы, бега и прыжков. На занятиях по физическому воспитанию игру тоже можно проводить под музыку, что способствует развитию внимания и музыкальной памяти. Чаще проводились развлечения с использованием музыкально-ритмических игр и упражнений. В результате этого, дети быстрее освоили основные виды движений. На прогулках воспитатели так же используют игры с музыкально -ритмическими движениями. Например: «Воробей – Антошка» сл. и муз. А. Ярановой «Зимняя пляска» муз, А Старокадомского, «Ежик» Железновой, «Веселые лягушки» Е. Макшанцевой и др.
Так же мы привлекаем к этой работе родителей. Участие в праздниках и развлечениях вызывает большой интерес к занятиям детей и помогает им быстрее осваивать движения под музыку и основные виды движения.
Углубленная работа по музыкально-ритмическим движениям изменила показатели развития детей. В 2011-2012 учебном году высокий уровень развития показали 43% детей, средний 50%, низкий 7%. В 2012-2013 учебном году высокий уровень показали 61% детей, средний 33%, низкий 6%.