Папки-передвижки

Консультация «Развитие координации движений детей с помощью упражнений практической жизни»

Тактарова Елена Леонидовна
Консультация «Развитие координации движений детей с помощью упражнений практической жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Тактарова Е. Л. ,

воспитатель

МБДОУ детского сада №10 «Светлячок»

В первые годы жизни ребёнок переживает сенситивный период развития точности движений. В это время он особенно остро воспринимает формы деятельности, которые связаны с овладением и совершенствованием разнообразных движений. М. Монтессори писала, что в период примерно с 1 года до 4 лет маленькие дети спонтанно стремятся стать хозяевами своих действий.

Публикация «Консультация „Развитие координации движений детей с помощью упражнений практической жизни“» размещена в разделах

Выполняя любое практическое действие в обыденной жизни часто, ребёнок тренируется в «грациозности» (термин М. Монтессори) движений. Заметьте, всё происходит опосредованно, то есть мы видим: малыш переливает воду из кувшина в кувшин, а на самом деле он развивает в себе координацию и точность движений. «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни - настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений…»

Мы предлагаем воспитанникам нашей группы (от 3 лет) выполнять следующие упражнения в виде игры :

«Разложим по порядку»

Высыпаем в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предлагаем: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зелёные”. Чтобы оживить игру, говорим, например, что это угощенье для мишки и зайки, причём мишка любит, только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показываем). Если какие-то бусинки упадут на стол, просим подобрать их с помощью совочка. Обязательно доводим работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах мы брали меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Говорим: «В этой чашке перемешаны рис и манка (показываем отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это трудно сделать даже вашими маленькими и ловкими пальцами. Но нам поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребёнка на фокус. Объясняем, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. И обязательно в конце выполненного упражнения радуемся вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Наливаем в миску воду и бросаем туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т. п. Предлагаем малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпаем в кувшин немного крупы и показываем ребёнку, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зёрна ребёнок должен смести щеткой в совок.) Не забываем сдержанно, похвалить ребёнка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребёнок хорошо освоит пересыпание. Помогаем начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Показываем, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Даём малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предлагаем приготовить праздничный обед для кукол. Показываем, как делать “колобки” (скатывать шарики, «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно собрать фигуры людей и животных. Помогая ребёнку, не сковываем его фантазию и тем самым даём возможность стать самостоятельным.

«Открой и закрой»

Придумываем игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Ставим перед ребёнком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предлагаем открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, прослеживаем, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Была лужа - и нет её»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребёнок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала мы научили наших малышей переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Ставим на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Показываем, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обращаем внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем проливаем немного воды на поднос и показываем, как вытереть лужу, собрав её губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык, наши дети используют каждый день, помогая убирать со стола. Они очень рады тому, что у них, как у взрослого, есть своя обязанность. Показываем ребёнку, как держать щётку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или тёмный кант по краю совка поможет в этом : совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну - ка, вылови!»

Ставим на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку наливаем воды и бросаем несколько мелких плавающих предметов. Предлагаем малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогаем ему, слегка направляя его руку. Следим, чтобы ребёнок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца : все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

На поднос ставим две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребёнка, показываем, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогаем малышу набрать крупу, когда её останется мало (подсказываем, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, дошкольник может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Готовим лекарства»

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребёнка ещё резкие, ложка бьётся о чашку, чай выплёскивается. Поэтому мы помогаем малышу, двигая, вначале его рукой. Учитываем, что ребёнку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают её. Следим за тем, чтобы ребёнок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т. п. Чтобы ребёнок хорошо освоил действия с ложкой, совмещаем это упражнение с пересыпанием ложкой.

«Посыпаем дорожки»

Ребёнку предлагаем посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничиваем её чем-либо, например, полосками бумаги. Проигрываем ситуацию: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т. п.

Ребёнок с помощью предлагаемых нами упражнений невольно координирует свои движения, сосредоточивается на собственных действиях, тем самым совершенствует, оттачивает их и в то же время осваивает важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни.

Литература

1. Елена Хилтунен. ПРАКТИЧЕСКАЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА. Помоги мне стать самостоятельным. Упражнения для маленьких детей в повседневной жизни. ООО «Издательский Дом «ЮНИОН-паблик», 2005 г.

2. Елена Хилтунен. ПРАКТИЧЕСКАЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА. Воспитание чувств. Упражнения для маленьких детей в сенсомоторике. ООО «Издательский Дом «ЮНИОН-паблик», 2005 г.

Публикации по теме:

Развитие тонких движений пальцев рук — путь к творческому развитию детей с ограниченными возможностями В развитии ручной моторики у детей с нарушением интеллекта большую роль играют соотносящиеся действия, когда нужно совместить два предмета.

Влияние музыки на развитие движений детей раннего возраста О том, что полезно для детей, задумываются все. Среди множества факторов, которые благотворно влияют на развитие ребенка – музыка. Музыка.

Консультация для молодых специалистов. Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста Бекина с.  и. :«Музыкально – ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний.» Обучение.

Консультация для воспитателей «Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников» Цель: Расширить представления педагогов о возможностях развития зрительно-моторной координации у детей; представить их вниманию различные.

Консультация «Развитие движений рук на первом году жизни» Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых,.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических.

Мастер-класс «Развитие у детей музыкально-ритмических движений» Цель: Познакомить педагогов с методами и приемами развития у детей музыкально - ритмических движений. Программное содержание: Передавать.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают.

Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы) Развитие основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы. (опыт работы). В старшем дошкольном возрасте память по скорости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие координации движений детей с помощью упражнений практической жизни»
Опубликовано: 2 августа 2015 в 18:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие координации движений детей с помощью упражнений практической жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Тактарова Елена Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД