Инна Костюченко
Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Публикация «Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.
Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья.
Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Работая с детьми, я заметила что, у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому, я решила углубленно работать над темой «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здорового образа жизни»
Поставила перед собой цель:
1) развивать интерес у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании;
2) учить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
3) развивать умение и навыки основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Так как у детей не были сформированы культурно-гигиенические навыки, мне нужно было научить их правильно мыть руки. Сначала мы с детьми рассматривали иллюстрации «Последовательность мытья рук», использовала художественную литературу («Водичка, водичка», «Чумазая девочка» и т. д.). Большую роль для ребёнка играет личный пример взрослого, поэтому сама показывала, как правильно нужно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировали последовательность и качество всех элементов навыка. Учила что руки нужно мыть до и после еды, после посещения туалета, а также после улицы и по мере загрязнения. Проводила занятия и беседы, где дети закрепляли последовательность мытья рук.
Во время приёма пищи ежедневно работаю над культурой поведения за столом, как нужно правильно держать ложку, тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время приёма пищи, пользоваться салфеткой, кушать аккуратно, после приёма пищи говорить «спасибо» Для того чтобы дети запомнили свою кабинку, кроватку, полотенце, стульчик и место за столом использовала картинки для каждого разные, так дети быстрее адаптировались к своему месту.
Начиная с младшего возраста, рассказывала детям о том, что необходимо бережно относиться к игрушкам и вещам, учу преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, благодарить за работу и уход, чувство симпатии, дружелюбие к товарищам и взрослым. В ходе работы дети научились аккуратно обращаться с игрушками, играть дружно, благодарить за помощь друг друга и взрослых.
Со второй младшей группы дети научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать на место после игры игрушки, строительный материал. При этом отмечаю, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учим детей видеть результат труда.
Немаловажное значение имеет формирование у детей умение самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем виде, в предметах личного пользования, и сразу исправлять их, самостоятельно или с помощью взрослого при этом учим правильно выражать просьбу о помощи, а после благодарить за оказанную помощь. Обращаю внимание на то, чтобы дети были опрятными, аккуратными, подтянутыми.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и здорового образа жизни включает широкий круг задач, и для их успешного решения использую целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе дидактических и подвижных игр, таких как «Разбуди куклу Катю», «Одень куклу», «Чистоплотные дети», «Разложи картинки по порядку», «Поймай мяч», «Кот и мыши» и т. д. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Стараюсь чтобы эти игры были интересными, увлекали детей, активизировали их инициативу и творчество. Также в своей работе использую художественную литературу, это как средства малого фольклорного жанр (потешки, поговорки, загадки) так и произведения русских писателей (Мойдодыр, Федорино горе и др). Напоминаю правила поведения в детском саду, в общественных местах, в гостях и т. д. С целью ознакомления и укрепления правил личной гигиены и здорового образа жизни провела занятия на тему «Как вырасти здоровым», «Для чего нужны витамины» в каждое занятие включаем обязательно физкультминутку. Периодически провожу беседы о важности гигиенических знаний и о пользе утренней гимнастики для детей. В группе имеются разные тренажёры для укрепления мышц стопы, по которому дети охотно ходят босиком, в спортивном уголке находится всё необходимое для физкультурных разминок (разные мячи, обручи, скакалки и т. д). Также с детьми выполняем некоторые закаливающие процедуры (умывание холодной водой после сна, босохождение по ребристым дорожкам, из пробок, из пуговиц, дыхательная гимнастика, самомассаж). Систематически напоминая детям о необходимости соблюдения правил гигиены и знаний о здоровом образе жизни постепенно повышая требования к ним, добиваюсь от детей точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности. Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если нас поддержат родители, организовала ряд консультации («Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», «Режим дня» и т. д., индивидуальные беседы, во время которых объясняли родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказываю, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома.
Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Надеюсь, знания, полученные детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой
и людьми. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.