Марина Чайкивская
Развитие осязания у детей с функциональными нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что осязание играет для ребёнка с нарушением зрения очень важную роль в познании окружающего мира. По выражению И. М. Сеченова, рука заменяет незрячему зрение, она даёт знания и представления об окружающих его предметах. Наукой доказана прямая связь между развитием у ребёнка осязания и его интеллектуальным развитием.
Публикация «Развитие осязания у детей с функциональными нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Переход к школьному обучению требует наличия у ребёнка с функциональными нарушениями зрения определенного уровня развития осязательного восприятия, силы и выносливости мышц кисти.
Старайтесь с пользой для развития детей проводить свободное время, развивайте творческие способности, эстетический вкус.
1. Внимательно вглядывайтесь в окружающий вас мир, умейте заметить и показать вашим детям все красивое в интерьере помещений, в одежде, во внешнем облике людей, вещей.
2. Научите своих детей модному сейчас рукоделию — макраме. Плетение узлов и узоров из них развивает мелкую моторику, осязание, память, внимание, воспитывает волю, создает благоприятный эмоциональный настрой — стимул для развития творческих способностей ваших детей.
3. Не выбрасывайте ненужные вам бельевые веревки, пришедшие в негодность лески, шпагат, пеньковые, шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, капроновые нитки. Их можно использовать для плетения полезных вещей в доме.
Формирование навыков осязания происходит в различных видах предметно-практической деятельности. В домашних условиях ребё нку можно предложить:
- занятия лепкой пластилином или глиной, во время лепки укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования;
- мозаику (мелкая и крупная);
- различные виды застёжек (пуговицы, кнопки, крючки, шнурки);
- пособия для шнуровки;
- различные коробки и разнообразные мелкие предметы (пуговицы, камешки, косточки и семечки от овощей и фруктов, различные зёрна);
- предметы из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и др. ;
- наборы веревок разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- свободные катушки дня наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- рисование на манной крупе;
- конструктор пластмассовый и металлический;
- пирамидки, стаканчики — вкладыши.
Развивающие занятия должны проходить в свободной непринужденной обстановке, у детей необходимо развивать интерес к осязанию, радость познания. Это в дальнейшем является предпосылкой успешного обучения в школе.