Светлана Гладкова
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
В настоящее время в тифлопедагогике остаются значимыми вопросы преодоления зрительной недостаточности у детей с нарушениями зрения, особое внимание при этом уделяется использованию осязания при познании предметов окружающего мира и оперировании ими (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. А. Ремезова и др.). Роль осязания в усилении компенсаторных процессов у детей школьного возраста, у взрослых с глубокими нарушениями зрения обоснована в исследованиях М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, Р. Б. Каффеманаса, А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой и др.
Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.
Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.
Целью занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.
Задачи:
1. укрепление кистей рук и пальцев;
2. развитие глазомера и координации (глаз-рука);
3. освоение мелких движений;
4. развитие осязания.
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:
• обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
• формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
• развитие глазомера, координации глаз и рук.
Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.
Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:
• конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
• раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
• складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фи
• гур, букв;
• сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
• застегивание и расстегивание различных видов рамок;
• рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
• работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;
• игра в Золушку, знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.
Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.
Краткое описание дидактического материала для работы с незрячими детьми
1. Игра «Строим забор».
Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.
Оборудование: деревянная колодка 300x60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).
Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.
2. Упражнение.
Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.
Оборудование: две пластины 200x100 мм склеены, в верхней - отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.
Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.
3. Игра «Закроем окошечки».
Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.
Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.
Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.
4. Игра «Найди пару».
Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.
Оборудование: парные пластины 30x60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).
Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.
5. Игра «Волшебный круг».
Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.
Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.
6. Упражнение «Пирожки».
Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.
Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».
7. Упражнение «Пройди по дорожке».
Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение» Оборудование: две пластинки 200x300 мм склеены.
Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.
8. Кубики для незрячих.
Цель: составление целого из частей (квадрат, круг); развитие осязательно-двигательного способа расчленения геометрических фигур равные части; составление целого из 2 и 4 частей.
Оборудование: кубики, на гранях которых приклеены части квадрата, круга. Все части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания. Для удержания кубиков предлагается трафарет.
Осязание – вид из видов перцептивной деятельности человека - по своему познавательному значению находится в одном ряду со зрением. Роль осязательного восприятия в познании окружающей действительности очень велика, так как человек осязанием дополняет, расширяет и проверяет информацию, полученную при помощи других перцептивных каналов (Р. Б Каффеманас, 1988). Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Характерные черты развития мелкой моторики ребенка дошкольного возраста: рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы, заглавные печатные буквы, рисует простой дом (квадрат и крыша, человека (2-3 части тела, держит карандаш пальцами, собирает и строит из 9 кубиков. Для детей с нарушениями зрения характерное пассивное, активное, опосредствованное осязание. Опосредствованной называется такая форма осязания, при которой процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия, может осуществляться и другими частями тела, например, осязание рельефа почвы через подошвы обуви при ориентировке слепых, протезное осязание и т. д. Восприятие слепых способно к тонкой дифференцировке форм, которая возрастает по мере накопления чувственного опыта и овладения приемами осязательного обследования. Величина того или иного объекта определяется слепыми по степени взаимного удаления пальцев или рук в процессе ощупывания. Восприятие объемности объекта незрячими протекает принципиально так же, как и при нормальном зрения, а различие состоит в 35 том, что зрячие воспринимают ее дистантно, а незрячие - контактно. (А. Г Литвак, 2006) 3. З. Н. Тюбекина и Л. С. Сековец придерживаются мнения о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой деятельности. Л. С. Сековец отмечает, что развитию мелкой моторики буду способствовать задания, направленные на формирование изобразительных навыков. В. Б. Галкина, Н. Ю. Хомутова обучали детей начальных классов следующим приемам самомассажа: растирание, поглаживание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы, обследует жука и т. д.).
Прием «рука на руке» - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам.
Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе.
Так как ребенок не видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети - это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело, и он смог бы достичь положительных результатов.
Список используемой литературы:
1. Агаян, Г. Г. Рукавичка: Пальчиковая сказка / Г. Г. Агаян. – М., 2014.
2. Бирюков А. А. Массаж и самомассаж / А. А. Бирюков. -2000.
3. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В. Б. Галкина, Хомутова Н. Ю // Дефектология. - 1999.-№3
4. Гайлене И. П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения / И. П. Гайлене // Дефектология. - 1990.-№2.
5. Дорофеева Т. А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения / Т. А. Дорофеева // Дефектология – 2002.- №1
6. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В. П. Дудьев // Дефектология. - 1999.-№4
7. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград, 2012.
8. Коноваленко В. В. Самомассаж кистей и пальцев рук / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М., 2001.
9. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / под ред. Л. И. Солнцевой. - М. : ВОС, 1990.
10. Кулагин, Ю. А. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Ю. А. Кулагин. - М., 1954.-16
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л. И. Плаксиной. - М., 2003.
12. Черенкова, Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова,– М. : ИД РИПОЛ классик, ДОМ ХХ1 век, 2008. – 186 с