Перегонцева Ольга
Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие осязания и мелкой моторики на специальных
коррекционных занятиях тифлопедагога
Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны. Большое значение придается активному включению речи детой в процесс осязательного обследования. Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или предметов, которые они смогли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.
Публикация «Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так, дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случае дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму, величину, анализируют эту информацию, сопоставляя её с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета.
Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.
Развитие зрительного восприятия
Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этане обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор па игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение», и осознавать его роль в их жизни. Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.
На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).
Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.