Дарья Попова
Развитие ориентировки в двухмерном пространстве у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с косоглазием и амблиопией имеют монокулярный характер видения, в связи с чем страдает скорость, полнота и точность восприятия. Кроме того, наблюдается неспособность определять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, форму предмета и его частей, дифференцировать направление; отмечается замедленность зрительно-пространственной ориентировки, сложности в выделении объема. Отмечаются затруднения в предметно-практических действиях.
Публикация «Развитие ориентировки в двухмерном пространстве у старших дошкольников» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Косоглазие и амблиопия как сложные зрительные дефекты приводят к возникновению проблем в ориентировке в пространстве, которая имеет жизненно важное значение для ребенка начиная с самого раннего возраста, пронизывая все виды его деятельности. Пространство представляет собой одну из форм существования объективной реальности, которой ребенок овладевает в процессе развития. Проблема своевременного развития пространственных представлений и умения ориентироваться в предметном пространстве, окружающем ребенка, имеет два аспекта.
Первый аспект – общеразвивающий эффект ориентировки в пространстве, одной из важных сторон которого является умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственного восприятия предметов и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Особое значение в подготовке к обучению в школе имеет формирование пространственных представлений и культуры движений.
Второй аспект проблемы – это математическое развитие детей в процессе формирования умения ориентироваться в пространстве. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентировки, как ориентировка «по схеме» с изменением точки отсчета, т. е. от любых предметов, служит основой успешного усвоения в школе азов геометрии, формирования географических представлений.
Ориентировка в пространстве включена практически во все виды деятельности, но особо важная роль в процессе формирования пространственных ориентировок принадлежит, как известно, игре, которая является занимательным и доступным видом деятельности. Именно посредством игры можно вызвать интерес детей к изучению и совершенствованию пространственной ориентировки. В старшем дошкольном возрасте, при подготовке к школе, большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве, на что и направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения.
Для развития ориентировки в двухмерном пространстве мы используем линейку-трафаретку, которая представляет собой прямоугольник (10х20 см) с прорезями в виде квадрата (3х3 см, прямоугольника (1х3,5 см, равностороннего треугольника (3,5 см, овала (3,5х2 см, круга (диаметр 3,5 см). Фигурные прорези расположены в два ряда. Линейка-трафаретка может быть любого цвета, контрастного с цветом рабочей поверхности, т. е. листа бумаги. Для работы с данным пособием изготавливаются образцы.
Работа с линейкой-трафареткой проводится в несколько этапов.
Первый этап включает упражнения, направленные на повторение геометрических фигур (прямоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник) и развитие навыков работы с линейкой-трафареткой. Такие упражнения способствуют повышению качества навыков рисования, конкретизации и уточнению строения геометрической фигуры, предмета, помогают развить умение работать в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаги, определять верхние и нижние, праве и левые углы, выделять центр. Обводя фигуру в заданном месте и ориентируясь при этом на образец, дети учатся обозначать местоположение фигуры соответствующими словами: справа, слева, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу и т. д.
На втором этапе детям предлагают выделить и обвести на линейке одну из геометрических фигур. Далее детям предлагают несложный образец. Ребенок должен выбрать не только нужную по форме фигуру, но и понять, как надо повернуть линейку, чтобы она соответствовала контурам образца.
На третьем этапе ребенок передает целостный образ предмета с помощью геометрических фигур линейки-трафаретки, используя образец, учится обозначать местоположение фигуры соответствующими словами.
На четвертом этапе ребенок передает изображение по памяти, используя линейку-трафаретку и называя местоположение фигур и предметов.
На пятом этапе детям предлагают образцы в виде контурных изображений с заштрихованными элементами.
На шестом этапе дети работают только по словесной инструкции, без образца, составляя образы предметов с помощью линейки, изображая фигуры в заданном порядке и местоположении. После выполнения работы ребенку предлагается образец, с помощью которого он проверяет правильность выполнения задания, развивая тем самым самоконтроль.
На любом этапе можно предложить детям раскрасить, заштриховать фигуры или предметы. Сначала можно раскрашивать по трафарету, позже без него. При этом дети будут упражняться в цветовосприятии и цветоразличении, назывании цвета. У детей будет развиваться умение определять цветовую насыщенность и контрастность изображения, а также зрительно-моторная координация.
Использование линейки-трафаретки помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в двухмерном пространстве :
• Самостоятельно располагать предметы в заданных направлениях микропространства;
• Менять местоположение предметов;
• Определять различие в местоположении предметов в двухмерном пространстве;
• Активно использовать пространственную терминологию и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (в, ан, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т. д.);
• Анализировать и словесно описывать информацию о расположении предметов в двухмерном пространстве;
• Совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память.
Работу с линейкой-трафареткой можно предложить не только воспитателям и специалистам, но и родителям. Это полезно, а главное, интересно и занимательно. Линейку можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.