Олеся Климова
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в образовательном пространстве праздника
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в образовательном пространстве праздника»
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению подлинно национальных, отечественных традиций во всех сферах общественной жизни, культуре, науке, искусстве. В связи с этим особое значение имеет дальнейшее совершенствование процесса нравственного воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование культуры поведения, которая выступает, прежде всего, как общественно ценное и необходимое качество. В результате огромной, длительной работы общество постоянно поднимается на более высокий поведенческий уровень, включая в него все новые и новые явления. Культура поведения, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние.
Публикация «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в образовательном пространстве праздника» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна в дошкольной педагогике и на современном этапе развития общества. Культура поведения есть часть нравственной культуры человека, характеризующая нормы бытия, поступки человека; это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития.
Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Дети старшего дошкольного возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В старшем дошкольном возрасте дети накапливают опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Согласно исследованиям педагогов в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям:
– усложнение правил поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения : культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п.
– повышение требований к культуре общения : держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.
– формирование дружеских взаимоотношений, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у старшего дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, праздник, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.
Велика роль праздников в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости дошкольников.
Праздники выполняют несколько функций: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную.
Праздник – это всегда радостное событие в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, праздники оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Благодаря празднику дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, сотрудничества, культуры поведения. Участие в праздниках формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет социальный опыт ребенка, его представления о культуре поведения людей.
Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У старших дошкольников досуговая деятельность, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, воспитывают культуру поведения. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего важны для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательное, познавательное, эмоциональное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.
В детском дошкольном учреждении для детей проводятся такие праздники, как Праздник осени, Новый год, Рождество, Пасха, День матери и др. Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем ребенок ощущает себя личностью, членом коллектива, учится культуре поведения. Каждый праздник несет в себе функциональную нагрузку: воспитательную, информационную, развивающую, эстетическую, межличностную и пр. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых. В любом празднике (Проводы зимы, Летний праздник, Праздник Победы, До свиданья, детский сад и др.) старшие дошкольники принимают самое активное участие
На праздниках детские выступления перемежаются играми-аттракционами, песнями, чтением стихотворений и пр.
Воспитательные функции праздников обусловливают целесообразность использования этой формы для воздействия в системе воспитания у старших дошкольников культуры поведения.
Важнейшим элементом воспитательной системы праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников. Общение в условиях праздничной организации становится «важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций, а «эмоциональный фактор»-является «важным стимулом развития личности»
Праздники можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это своеобразная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества. У детей вырабатывается умение действовать в рамках правил и способность эмоционально откликаться на состояние другого человека, переживать за него, оказывать помощь. Формируются навыки взаимовыручки, легкость вступления в контакт, инициативность, стремление и готовность к общению и сотрудничеству. Праздник развивает умение поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства, способствует проявлению доброты, отзывчивости, учит общаться со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм, но и через формы эмоционального плана, позволяющих воздействовать на воспитание ребенка особенно ярко. Таким средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников нам видятся праздники. Через общение и участие в них ребенок, посредством подражания и заимствования, сопереживания, усваивает формы поведения, приобретает навыки положительного сотрудничества с другими людьми.
2. Праздниками называют такие формы поведения, которые сложились исторически. Для них характерны: стереотипность, повторяемость без изменений, символичность. Праздники являются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения человека. Они символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Праздники дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные переживания, стимулируют настроение, повышают воспитательный потенциал. Перенимая опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в ходе праздника, старшие дошкольники переносят его в собственную практику. У дошкольников развиваются коммуникативные способности: умение слушать и слышать, вступать в контакт с окружающими людьми, осваивать гармоничные позитивные межличностные отношения и культуру поведения.