Корнева Галина Михайловна
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности Она является одной из составных частей общей языковой культуры. Обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания.
Публикация «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т. е. неумение «видеть» орфограммы. Уже с первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют навыки проверки, то, даже зная правила наизусть, он не сможет его применить там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки. Какую работу провожу я в своем классе: провожу диктант, выявляю слабоуспевающих учащихся, стараюсь установить причины их неуспеваемости (хотя причины у каждого ребёнка свои). Какие типичные причины неуспеваемости:
-незнание правил; знание правил, но неумение их применять; отсутствие положительной мотивации; плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно; ученики мало и плохо читают; при чтении допускают ошибки; дети не получают помощи от родителей;
Затем начинаю учить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, учу видеть и узнавать орфограммы в слове, приучаю к самоконтролю. При решении орфографических задач постоянно ставлю вопросы «Какую букву надо проверять при письме и почему?», «Как ты будешь проверять?», «На какое правило эта орфограмма?». Приучаю детей обосновывать свой выбор.
Виды упражнений по развитию орфографической зоркости применяю самые разные: письмо с проговариванием; списывание (этот вид предполагает большую самостоятельность учащихся, слово они слышат не от учителя, а читают его сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль; Комментированное письмо (учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно привлекать всех учащихся: и сильных, и слабых); Письмо по памяти (этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль); провожу творческие работы (этот вид работы особенный – дети часто спрашивают, как писать то или иное слово, это является показателем вдумчивого отношения к работе).
В своей работе использую сборники объяснительных диктантов со 2 – 4 класс под редакцией Каясовой Т. А. Это методическое пособие Министерства образования и науки Российской Федерации. У меня это настольное пособие, с ним я работаю ежедневно. Объяснительные диктанты помогают мне в работе не только по развитию орфографической зоркости, но и по развитию речи учащихся, так как включают в себя большое количество новых слов, что способствует формированию грамотного письма. Обогащает словарный запас, развивает логическое мышление. Данное пособие даёт возможность мне контролировать уровень усвоения учебного материала.
Использование вышеперечисленных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.