Елена Борисова
Развитие одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует формированию личности воспитанника в целом. Если ребёнок умеет сравнивать, анализировать, наблюдать, рассуждать, обобщать информацию, то, как правило, у него наблюдается высокий интеллектуальный уровень. Такой воспитанник может быть одаренным в разных сферах, в том числе и музыкальной. Воспитание и развитие одарённых и талантливых дошкольников является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы обозначили проблему поиска оптимальных путей развития способных детей, а также поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с одаренными детьми в условиях детского сада.
Темочки:
Работа с музыкально одарёнными детьми очень индивидуальная, поэтому здесь не обойтись без организованных процедур педагогического мониторинга. Вначале наблюдаю за дошкольниками, за их поведением, выявляю степень эмоциональной отзывчивости на танцевальные композиции, смотрю, как ведут себя воспитанники в незнакомой, новой для них обстановке, затем как они обращаются с новоявленными музыкальными инструментами, как относятся к музыке «живой» и музыке в аудиозаписи. Потом выявляю степень развития динамического слуха, определяю уровень музыкального мышления. На заключительной стадии диагностируется музыкальная память. Работа с музыкально одарёнными детьми отличается тем, что такие малыши проще перенимают материал, легко справляются с заданиями. Поэтому, занимаясь с группой воспитанников, стараюсь выбрать правильную технику работы с ними: чтобы с одной стороны одаренные дети могли реализовать свои способности, не подавить их стремление к творчеству, а с другой стороны дать возможность остальным детям также выразиться.
В групповой образовательной деятельности талантливые дети реализуются в различных моделях совместной деятельности. В танцевальной миниатюре, они в ведущей роли - показывают другим детям движения; в пении - солируют запев песни; в игре-драматизации - играют главное действующее лицо и т. д. Также их творческие возможности и развитые навыки очень нужны при подготовке номеров с участием солистов, либо сольных номеров.
С музыкально одаренными детьми занимаюсь дополнительно в хореографической студии «Танцевальная мозаика». Целью данного курса, является развитие у воспитанников интереса и любви к музыке, художественного восприятия, исполнение потребности в творческом самовыражении; формирование навыков выразительного движения, на основе дифференцированного восприятия музыки, ее образов.
Проводя игровые сеансы, строю педагогический процесс на вариативной основе, применяю приемы и методики конструктивного сотрудничества с воспитанниками, стараюсь создать атмосферу доверия, искренности, эмоциональной заинтересованности. Музыкальный материал, предлагаемый талантливым детям, не обязательно трудней, но разнообразней и вариативней, и подбирается он с учётом потенциала и предпочтений дошкольников. Содержание работы хореографического кружка не сводится к репетициям и простому разучиванию. В работе с музыкально одарёнными детьми, всегда есть место для творчества, импровизации.
Для работы с талантливыми детьми, в музыкальном зале имеются необходимые музыкальные инструменты; наборы шумовых инструментов. Для яркости и сложности исполнения номеров использую реквизиты, предметы для танцев: ткань, ленты, веера; качественно изготовленные и правильно подобранные костюмы, декорации. Имеются в наличии портреты выдающихся композиторов, яркие тематические иллюстрации, набор картинок с изображением инструментов русского, симфонического и народного оркестров, презентации и видеофильмы для мультимедийного экрана. Для проведения музыкальных гостиных с музыкально одаренными детьми в детском саду подобрали и систематизировали материалы по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музыка у лета?». Собрана объемная аудиотека.
Работа с педагогами по формированию у них педагогической компетенции по вопросам музыкальной одарё нности воспитанников проводится мной на регулярной основе через всевозможные формы: как традиционные, так и нетрадиционные (музыкальные гостиные, презентации, мастер-классы). Инструктор по физической культуре проводит утреннюю гимнастику под музыку, включает мелодии во время спортивных мероприятий на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, используя музыкально-ритмические движения в образовательной деятельности. Педагог- психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях музыкально одаренных детей в детском саду в процессе организованной образовательной деятельности, развлечений и других видов деятельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоционального мира дошкольников, а также использует мелодичное сопровождение для проведения релаксации. Учитель- логопед ведёт наблюдение и организует коррекционные игровые сеансы для малышей, нуждающихся в логопедической помощи.
Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других учреждений города. Организую творческие встречи с представителями других образовательных учреждений города: с педагогами и учащимися центра развития творчества детей - МБУ ДО ЦРТДЮ, г. Крымск, где воспитанники ДОО имеют возможность познакомиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов, творческими коллективами города: СКЦ «Русь», детская школа искусств,«Викарт Dance», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят дошкольников с русскими народными танцами, песнями и играми. В детском саду одаренные дети с радостью принимают участие в различных мероприятиях: концерты, утренники, театральные постановки, фестивали детского творчества, конкурсы, родительские собрания.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников ДОО, но и родителей. Взаимодействие с семьё й выстраивается по следующим направлениям:
Информационно-аналитическое направление - осуществляется через беседы, анкетирование, опросы родителей. Качественный и количественный анализ полученных данных предполагает решение педагогических задач: выявить предпочтения и интересы родителей; уровень их компетентности в вопросах музыкального образования и воспитания дошкольников; семейный опыт, традиции воспитания малышей.
Познавательное направление - реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, мастер классы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально- эстетического развития ребёнка.
Наглядно-информационное направление работы с родителями одаренных детей в детском саду реализуется в подборе информации и оформлении уголка родителя, папок-передвижек, стендов, страничек на сайте детского сада. Родители могут ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания дошкольников в условиях семьи, расширить свои знания о народных праздниках, традициях и культуре.
Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности родителей и одаренных детей в детском саду. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и воспитанников «Папа, мама, я – поющая (танцующая, театральная) семья», «Поиграй со мною, папа», «Мама – самый лучший друг»,
«Бабушкины посиделки» и т. д.
Создание предметно-развивающей среды – работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в изготовлении костюмов, реквизитов, элементов декораций. Родители, способного к творчеству ребёнка, должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей ребенка. Для этого на разных мероприятиях организуем показ видеоинформации для родителей о том, как в ДОО поставлена работа по развитию музыкальных способностей дошкольников. Подготовили консультации на темы
«Ваш ребенок одаренный», «Способности ребёнка - в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок». В ходе беседы многим родителям было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей малышей в одном из городских учреждений дополнительного образования. Некоторые воспитанники подготовительных групп поступили в танцевальные и вокальные коллективы ДК «Русь», музыкальную школу искусств.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с музыкально одаренными детьми в ДОО, я пришла к выводу, что работа педагога с одаренными детьми-это очень сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.