Папки-передвижки

Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий

Екатерина Солодова
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ через различные виды игр

Воспитатель Е. Н. Солодова

МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Пространственные представления представляют собой сложный комплекс представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: форме, объ ме, протяж нности объектов в длину, ширину и высоту, относительном расположении объектов, расстояний между ними и направлений их перемещения. Пространственные представления являются необходимым элементом познания.

Публикация «Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» размещена в разделах

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука, на различных предметах, в неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изо деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же, пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработке информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложные виды деятельности, как пространственная ориентировка.

К старшему возрасту дети с ОВЗ могут овладеть ориентировкой в схеме собственного тела, понимать такие пространственные ориентировки, как «вверху, внизу, впереди, сзади». Однако у них отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Такие дети не различают правой и левой сторон, плохо ориентируются в пространстве, испытывают затруднения при составлении целого из частей. У детей нарушено понимание предлогов,обозначающих направления в пространстве, в собственной речи они пропускают предлоги или неправильно их употребляют, в их речи нет сравнительных характеристик (выше -ниже и т. д.). Также отмечается неправильное обозначение временных периодов при использовании их в предложениях (Я завтра ходил в кино).

Детям с ОВЗ трудно определить последовательность событий по серии сюжетных картинок и чем больше картинок, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствует способность одновременного восприятия.

Основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ у детей с можно выделить следующие основные задачи:

Ориентировка в тр хмерном пространстве:

1. Формирование понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу реб нка (правая рука, левая нога и т. д.).

2. Введение соответствующих терминов: справа, слева; закрепление понятий «вверху-внизу», «близко- далеко», «высоко - низко».

3. Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга.

Ориентировка в двухмерном пространстве:

1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости не разлинованного пространства: стола, доски, листа. Определять стороны и углы (правый верхний угол, левый нижний угол)

2. Размещать на плоскости листа предметы, определяя углы и стороны, центр листа, самостоятельно называть углы, которые остались незаполненными.

3. Ориентироваться в пространственном расположении изображ нных на плоскости листа предметов, элементов, знаков (цифры, буквы).

4. Познакомить детей с клеточкой, линейкой. Учить ориентироваться на листе в клеточку (в линейку, формировать умение отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении.

5. Формировать понятие диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали, выполнять штриховки. Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».

6. Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком

Игры, направленные на ориентировку в тр хмерном пространстве.

Игры с массажным мячом. Детям предлагают взять мяч в правую руку и передать его за спиной в левую, положить мяч на стол, прижать его правой рукой и «рисовать» мячом круги и т. д.

«Запрещенное движение» - педагог предлагает выполнить движения, различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

Игра «Встань, как я скажу» - формирование умения занимать определенноеvпространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

«Расскажи, что изменилось» - знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева,сможет оказаться внизу (справа) и наоборот.

«Расскажи, что далеко, а что близко для тебя».

Игры с объ мным конструктором.

Игры с водой (понятия глубоко-мелко, элементарные представления обо объ ме и уровне воды).

Д/и «Игра с обручами» Три разноцветных обруча. На полу располагаются три разноцветных обруча красный, желтый и зеленый так, что все они попарно пересекаются. Педагог просит положить все красные фигуры внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого и т. д.

Игры, направленные на ориентировку в двухмерном пространстве.

Д/и «Динамические картинки» - дети по инструкции педагога располагают

на ковролине или магнитной доске картинки

Игра-Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить, что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета. Также можно определить, что находится в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.

Игра Волшебное дерево - формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах:

определить изображенные левую и правую кисти рук, определить след правой и левой ноги, определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади, определить левый и правый рук.

Разрезные картинки способствуют восприятию целостного образа предмета, располагать в пространстве отдельные части предмета.

«Украшаем коврик» - дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор

геометрических фигур. Взрослый да т инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например: красный квадрат положить в левый верхний угол, ж лтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

«Найди одинаковые картинки» - дети рассматривают 4 – 6 картинок и находят две, с одинаково расположенными элементами.

«Разложи фигуры по образцу» - игра направлена на совершенствование восприятия пространственные отношения между фигурами и умения воссоздавать их по образцу; введение в активный словарь детей предлогов «за», «на» и слов «сверху, «снизу», «между».

Ориентировка в пространственном расположении цифр относительно друг друга

В цифровом ряду назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо). Покажи число 5. Есть ли у него соседи? Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 5?

Игры с векторами:

Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой.

«Лабиринт». Взрослый дает реб нку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

Пространственная ориентировка неразрывно связана с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре ребенка с ОВЗ слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группыКонспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы. Автор Людмила Диканова.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
Опубликовано: 25 января 2022 в 11:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Солодова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД