Екатерина Солодова
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ через различные виды игр
Воспитатель Е. Н. Солодова
МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»
Пространственные представления представляют собой сложный комплекс представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: форме, объ ме, протяж нности объектов в длину, ширину и высоту, относительном расположении объектов, расстояний между ними и направлений их перемещения. Пространственные представления являются необходимым элементом познания.
Публикация «Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука, на различных предметах, в неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изо деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же, пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.
Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработке информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложные виды деятельности, как пространственная ориентировка.
К старшему возрасту дети с ОВЗ могут овладеть ориентировкой в схеме собственного тела, понимать такие пространственные ориентировки, как «вверху, внизу, впереди, сзади». Однако у них отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Такие дети не различают правой и левой сторон, плохо ориентируются в пространстве, испытывают затруднения при составлении целого из частей. У детей нарушено понимание предлогов,обозначающих направления в пространстве, в собственной речи они пропускают предлоги или неправильно их употребляют, в их речи нет сравнительных характеристик (выше -ниже и т. д.). Также отмечается неправильное обозначение временных периодов при использовании их в предложениях (Я завтра ходил в кино).
Детям с ОВЗ трудно определить последовательность событий по серии сюжетных картинок и чем больше картинок, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствует способность одновременного восприятия.
Основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ у детей с можно выделить следующие основные задачи:
Ориентировка в тр хмерном пространстве:
1. Формирование понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу реб нка (правая рука, левая нога и т. д.).
2. Введение соответствующих терминов: справа, слева; закрепление понятий «вверху-внизу», «близко- далеко», «высоко - низко».
3. Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга.
Ориентировка в двухмерном пространстве:
1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости не разлинованного пространства: стола, доски, листа. Определять стороны и углы (правый верхний угол, левый нижний угол)
2. Размещать на плоскости листа предметы, определяя углы и стороны, центр листа, самостоятельно называть углы, которые остались незаполненными.
3. Ориентироваться в пространственном расположении изображ нных на плоскости листа предметов, элементов, знаков (цифры, буквы).
4. Познакомить детей с клеточкой, линейкой. Учить ориентироваться на листе в клеточку (в линейку, формировать умение отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении.
5. Формировать понятие диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали, выполнять штриховки. Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».
6. Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком
Игры, направленные на ориентировку в тр хмерном пространстве.
Игры с массажным мячом. Детям предлагают взять мяч в правую руку и передать его за спиной в левую, положить мяч на стол, прижать его правой рукой и «рисовать» мячом круги и т. д.
«Запрещенное движение» - педагог предлагает выполнить движения, различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.
Игра «Встань, как я скажу» - формирование умения занимать определенноеvпространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
«Расскажи, что изменилось» - знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева,сможет оказаться внизу (справа) и наоборот.
«Расскажи, что далеко, а что близко для тебя».
Игры с объ мным конструктором.
Игры с водой (понятия глубоко-мелко, элементарные представления обо объ ме и уровне воды).
Д/и «Игра с обручами» Три разноцветных обруча. На полу располагаются три разноцветных обруча красный, желтый и зеленый так, что все они попарно пересекаются. Педагог просит положить все красные фигуры внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого и т. д.
Игры, направленные на ориентировку в двухмерном пространстве.
Д/и «Динамические картинки» - дети по инструкции педагога располагают
на ковролине или магнитной доске картинки
Игра-Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить, что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета. Также можно определить, что находится в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.
Игра Волшебное дерево - формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах:
определить изображенные левую и правую кисти рук, определить след правой и левой ноги, определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади, определить левый и правый рук.
Разрезные картинки способствуют восприятию целостного образа предмета, располагать в пространстве отдельные части предмета.
«Украшаем коврик» - дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор
геометрических фигур. Взрослый да т инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например: красный квадрат положить в левый верхний угол, ж лтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
«Найди одинаковые картинки» - дети рассматривают 4 – 6 картинок и находят две, с одинаково расположенными элементами.
«Разложи фигуры по образцу» - игра направлена на совершенствование восприятия пространственные отношения между фигурами и умения воссоздавать их по образцу; введение в активный словарь детей предлогов «за», «на» и слов «сверху, «снизу», «между».
Ориентировка в пространственном расположении цифр относительно друг друга
В цифровом ряду назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо). Покажи число 5. Есть ли у него соседи? Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 5?
Игры с векторами:
Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой.
«Лабиринт». Взрослый дает реб нку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.
Пространственная ориентировка неразрывно связана с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре ребенка с ОВЗ слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.