Эльвира Абдуллина
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста
Умение общаться – это именно та способность, которая делает человека успешным, позволяет добиваться в жизни того, чего он хочет. Жизненный успех напрямую зависит от умения общаться. Те люди, которые умеют общаться эффективно, намного более успешны в личной и в деловой жизни.
Решающее значение общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков развития общения детей дошкольного возраста до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Большинство детей в дошкольном образовательном учреждении в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Публикация «Развитие общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Однако специальные наблюдения И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой показывают, что определенная часть старших дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, то есть общением. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, считают, что отсутствие элементарных умений вести диалог затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс общения в целом, не дает возможности включиться в ход занятий и, в конечном счете, влияет социальное и личностное развитие ребенка.
М. М. Бахтин считает, важным овладение общением, поскольку в широком понимании общение – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни.
Н. И. Жинкин выделяет несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.
В работах Е. О. Галицких указано, что общение – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в общении иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в общении требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Обучение детей умению участвовать в беседе сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Умение общаться позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и со сверстниками.
В общении со сверстниками дети старшего дошкольного возраста самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, старшие дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии общения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.
Различные проблемы в развитии общения детей старшего дошкольного возраста спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.
Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Е. И. Смирновой, свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Они отмечают, что таким образом можно целенаправленно формировать добрые отношения детей старшего дошкольного возраста на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у детей специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.
Именно в условиях общения дети сталкиваются с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях старшие дошкольники далеко не всегда находят нужные способы поведения.
Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие ребенка происходит в форме присвоения общественно-исторического опыта человечества на основе общения, которое выполняет функции развития, познания, воспитания, обучения. Снижение потребности в общении ставит педагогов перед необходимостью моделирования коммуникативных ситуаций, изучения условий, способствующих возникновению и активизации общения детей старшего дошкольного возраста.