Елена Быкова
Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей
должен постичь Ваш ребенок! Ему
предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих
людей и внутренний мир своего «Я». По крайней мере развитие трех из этих
пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. На страницах
различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто
встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что
Публикация «Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
это такое. Но, тем не менее, немногие родители отдают себе отчет, насколько Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира
ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.)
можно выразить движением. Как многое
важна для их малыша эта моторика.
Одной из важных задач развития
моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и
частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука— зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения
тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ваш
ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на
детской площадке.
Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой.
Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое
внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В
этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно
направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.
Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно
развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к
нарушению условных связей и снижению психической активности.
Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту
познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния
мышечной пассивности и снижению работоспособности.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи,
формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики
пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и
результативность. Одно из распространенных заблуждений родителей в том,
что главное в развитии ребенка – это интеллект. Часто недооценивается
значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести
границу между физическим, в частности двигательным, развитием и
интеллектуальным.
В дошкольные года дети совершенствуют двигательные
навыки, в том числе моторику : грубую (способность совершать движения
большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую
(способность совершать точные движения малой амплитуды).
У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон,
ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно
думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо
постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу
осваивать новые движения.
Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат,
развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез
белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.
Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не
делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные
дни, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то,
естественно, и он будет малоподвижным.
Вывод:
Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители!
Я надеюсь, что данный материал позволит вам, уважаемые родители,
оценить важность предмета статьи, и занятия моторикой послужат хорошим
подспорьем в гармоничном развитии ваших детей.
ПРЕДЛОГАЕМ ВАМ
1. для развития моторики как мелкой так и крупной.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются
пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и
т. д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки
бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но
выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем
левой руки).
7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами
обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев
обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой,
мизинец и безымянный соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив
пальцы).
11. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
12. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
13. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
14. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
15. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу,
опустить пальцы вниз).
16. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать
вокруг).
17. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
18. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
друг к другу, слегка приоткрыв их).
19. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить
пальцы).
20. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные
стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
21. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы
соединяются в "замок").
22. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу
вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
23. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
2. Подвижные игры для развития координации движений детей 3 лет.
-- Пройди к мишке по тропинке.
-- Повтори за мной или Зеркало.
-- Танцуем с Зайкой и делаем как Зайка.
-- Русские народные игры с пробежками до предмета, или от предмета, с притопами и прихлопами, а так же с подпрыгиванием и выполнением несложных заданий. (Цыплята и наседка, Мишка бурый, Кот и мыши, Котофей коток, Лисонька и зайцы, Лошадка, Волк и зайки, В лес по ягоды, Докинь до пенька, Допрыгай до пенька).
Так же развитию общей или крупной моторики способствуют игры с различными предметами. Например для метания точности в цель игра «Кольца бросить», для передвижения по определенным пространственным параметрам игра «Гусеница», или игра «Солнца круг».
Предметы для игр в центр «Двигательной активности» в нашей группе «Клубничка» были изготовлены родителями из разного экологического материала и используются детьми с удовольствием. Наш центр планируется пополнятся и в следующем году.
Воспитатель группы «Клубничка» Быкова ЕВ.