Лучший педагог года

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Лариса Коготкова
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей на тему:

«Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».

Составили учителя-логопеды: Бажина С. А., Коготкова Л. М.

Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.

Публикация «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».

Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.

Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Задача логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые правильные;

г) закрепить новые навыки до автоматизации.

Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие включает в себя:

- медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением;

- физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т. д.);

- массаж 1раз в полгода.

Логопедическая работа включает в себя разделы:

1) развитие общей моторики ребенка;

2) мелкой моторики;

3) артикуляционной;

4) мимической мускулатуры;

5) коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);

6) коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;

7) развитие лексико-грамматической стороны речи;

8) коррекция личности в целом.

Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.

При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.

Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.

Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).

По данным М. И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:

- составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти;

- пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами;

- различные шнуровки;

- мозаика, конструкторы;

- лепка;

- работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами;

- работа с ножницами, с иголкой;

- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв;

- наматывание ниток на катушку, клубок;

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- выкладывание бисером (показ);

- различные действия с мешочками ( в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т. д.).

Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).

Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.

А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.

Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.

Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза, надувание щек, задувание свечей и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т. д.

Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:

1) поглаживание;

2) разминание;

3) вибрация;

4) поглаживание.

Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.

Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.

Это могут быть упражнения:

- жевание сухарей, глотание;

- облизывание блюдца (это, правда, не эстетично);

- глотание воды маленькими порциями;

- имитация глотания и жевания с запрокинутой головой;

- подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.

Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).

Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Литература.

М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

М. С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».

Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».

З. А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».

О. В. Правдина, Л. С. Волкова «Логопедия».

Е. Синицына «Умные пальчики».

В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

Статьи из журналов.

Лекции Артемьевой и Ужлатовой.

Л. М. Козырева «Логопедическое пособие».

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда с родителями на логопункте. Сентябрь 1. Консультации для родителей по адаптации детей к учебному году. 2. Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования.

Развитие звуковой культуры речи младших дошкольников. Планирование работы с родителями Всем доброго времени суток! Сентябрь Родительское собрание"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет" Доклад на тему: "Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 14:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Коготкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД