Лариса Коготкова
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
«Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
Составили учителя-логопеды: Бажина С. А., Коготкова Л. М.
Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.
Публикация «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дизартрия
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».
Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.
Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.
Задача логопедического воздействия:
а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;
в) создать взамен их новые правильные;
г) закрепить новые навыки до автоматизации.
Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.
Медицинское воздействие включает в себя:
- медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением;
- физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т. д.);
- массаж 1раз в полгода.
Логопедическая работа включает в себя разделы:
1) развитие общей моторики ребенка;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной;
4) мимической мускулатуры;
5) коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
6) коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
7) развитие лексико-грамматической стороны речи;
8) коррекция личности в целом.
Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.
При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.
Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.
Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
По данным М. И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:
- составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти;
- пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами;
- различные шнуровки;
- мозаика, конструкторы;
- лепка;
- работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами;
- работа с ножницами, с иголкой;
- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв;
- наматывание ниток на катушку, клубок;
- расстегивание и застегивание пуговиц;
- выкладывание бисером (показ);
- различные действия с мешочками ( в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т. д.).
Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).
Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.
А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.
Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.
Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.
Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза, надувание щек, задувание свечей и др.
Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т. д.
Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:
1) поглаживание;
2) разминание;
3) вибрация;
4) поглаживание.
Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.
Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.
Это могут быть упражнения:
- жевание сухарей, глотание;
- облизывание блюдца (это, правда, не эстетично);
- глотание воды маленькими порциями;
- имитация глотания и жевания с запрокинутой головой;
- подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.
Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).
Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Литература.
М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить».
М. С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
З. А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».
О. В. Правдина, Л. С. Волкова «Логопедия».
Е. Синицына «Умные пальчики».
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
Статьи из журналов.
Лекции Артемьевой и Ужлатовой.
Л. М. Козырева «Логопедическое пособие».