Лучший педагог года

Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом

Ирина Жук
Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом
▼ Скачать +Заказ

1 Особенности развития образной речи детей старшего дошкольного возраста (по результатам констатирующего эксперимента)

Исследование по проблеме выявления особенностей развития образной речи детей старшего дошкольного возраста проводилось на МДОУ Подкуровский детский сад «Жемчужинка»

МО «Тереньгульского района» в период с февраля 2014 года по июнь 2014 года.

Публикация «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом» размещена в разделах

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни владения средствами

образности речи детьми старшей группы.

Обследование проводилось в виде индивидуальных бесед с каждым ребенком впервой

половине дня. Участвовало 20 детей.

Детям было предложено два вида заданий.

I задание было направлено на выявление умений детей строить описательные тексты по пейзажной картине. Дошкольникам была предложена картина И. И. Шишкина «Дубовая роща».

Анализ детских высказываний показал, что они невелики по объему и небогаты по содержанию, представляют собой сухое перечисление увиденного на картине, часто не имеют четкой структуры. Предложения соединены лучевой связью, фиксируется большое количество указательных местоимений, наречий, союзных слов: «тут», «там», «здесь», «около», «еще», которые использовались для связи предложений. Желание некоторых детей показать положительное отношение к пейзажу проявилось в употреблении уменьшительно-ласкательных слов («деревца», «веточки», «поляночка», «травка») и обилии слова «красивый». Других средств выразительности не зафиксировано.

Во II задании дети описывали цветущие комнатные растения: фиалку узамбарскую, герань душистую, бегонию крапчатую и цикламен.

Описания натуральных объектов оказались более содержательными. Детям было интересно рассказывать о растениях, что приводило к использованию образных средств, выраженных сравнениями и эпитетами:

«Листочки похожи на лапки уточек», «Веточки длинные как стрелы у индейцев», «Цветочки похожи на закат». В качестве связи предложений использовался местоименный повтор.

Нами было выделено 3 уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста :

1 уровень - высокий: тема раскрывается ребенком почти полностью, высказывания четкие по структуре. Удачно использованы различные средства образности. Высказывание интонационно выразительно, но требуется помощь взрослого.

2 уровень - средний: предложения в тексте находятся в смысловой связи, просматривается структура, но она не всегда четкая; дети строят ответы без пауз, самостоятельно; возможны зачатки образности в виде элементарных сравнений, эпитетов, но их численность очень мала.

3 уровень - низкий: более выражены затруднения при построении ответов. Предложения обрывочные, поэтому смысловая связь между ними прослеживается слабо. Средства образности практически отсутствуют.

Результаты проведенной диагностики показали уровни владения средствами образности речи детьми старшего дошкольного возраста.

В таблице приведен анализ:

Таблица № 1

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа % соотношение

Контрольная группа Экспериментальная группа

высокий - - - -

средний 6 5 60% 50%

низкий 4 5 40% 50%

По результатам диагностики, для проведения дальнейшего эксперимента на формирующем этапе, дети были разделены на две группы -экспериментальную и контрольную. Экспериментальную группу составляли 10 детей - 5 с низким уровнем и 5 со средним уровнем владения средствами образности речи.

2. Развитие образности детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом (Формирующий эксперимент)

Цель данного этапа эксперимента: разработать и апробировать систему работы, направленную на повышение уровня владения средствами образности речи детьми старшего дошкольного возраста, используя природоведческий материал.

В формирующем эксперименте участвовали дети контрольной группы. Обучение в ней проводилось по конспектам комплексных занятий, разработанных для образовательной программы «Радуга»; в экспериментальной группе - по конспектам комплексных занятий, разработанных группой научных сотрудников под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, с использованием речевых игр и упражнений, разработанных Е. Н. Судаковой.

Содержание и методика экспериментального обучения строились по принципу взаимосвязи разных речевых задач (словарной работы, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры) с развитием связной образной речи. В работе по воспитанию звуковой культуры речи более пристальное внимание уделялось развитию интонационной выразительности, темпа речи.

Для проведения формирующего обучения было отобрано соответствующее задачам содержание. Это разнообразные речевые игры и упражнения, тексты художественной литературы (рассказы, сказки, стихотворения, насыщенные тропами и фигурами, наглядный материал в виде пейзажей, натюрмортов, сюжетных картин.

Обучение осуществлялось как фронтально (1 занятие в неделю, так и индивидуально. Оно проходило в определенной последовательности и включало в себя три этапа.

На первом этапе экспериментальной работы у детей формировали представление об основных средствах и способах достижения выразительности речи. Дошкольников знакомили с особенностями художественного стиля речи. С этой целью использовали сравнение текстов разных стилей - художественного и энциклопедического; смешение стилей в одном тексте. Детям предлагалось прослушать и сравнить два описательных текста о весеннем лесе: один был составлен Знайкой, а другой - поэтом Цветиком. Знайка дал научное, энциклопедическое описание леса в весенний период: «Весной в лесу происходят изменения.

Цветик предложил художественное описание весеннего леса, в котором использовал средства образности, передающие его восхищение яркими

красками весны: «Красиво в весеннем лесу! Лесная дымка окутывает деревья. Все вокруг окрашено в серебристо – зеленый цвет. Только кое - где еще виднеются голые деревья. Весеннее солнце отдает свое первое тепло. Его мягкие лучики озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Все гуще становится под ногами нежный ковер из молодой бирюзовой травы, закрывая последние участки бурой земли. Красота весеннего леса очаровывает и манит под свои покровы».

Детям объясняли предназначение эпитета и сравнения с помощью символов этих тропов, давали их остенсивные определения, приводили примеры, показывающие их необходимость в художественных текстах. На занятиях использовался символы в виде человечков Сравнилки и Эпитета. Осознанию этих образных средств способствовали различные речевые ситуации, игры и упражнения: «Добавь определение» (на подбор своих собственных эпитетов, «Что на что похоже?» (дети учились находить сходство в объектах и составлять сравнительные обороты, связывая сравниваемые объекты с помощью слов «как», «будто», «похож на»).

Для обучения использованию средств образности в самостоятельных высказываниях типа описание проводилось занятие «Цветочная поляна».

На втором этапе детей подводили к пониманию необходимости использования образных средств в высказываниях других типов В разных ситуациях детей побуждали образно рассказывать или рассуждать о красоте: «Разукрасим сказку» (дети описывали героев повествования и место действия и включали эти описания в целостные высказывания, «Придумай начало, середину, конец» (опираясь на репродукцию картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» дошкольники придумывали недостающие части сказок, включая в них описания картин). Несколько занятий проводилось с использованием речевых игр, в ходе которых дети должны были что - то объяснить и доказать, использую средства образности

На третьем этапе детей обучали составлению рассказов по пейзажным картинам с подбором изобразительно - выразительных средств языка. (Использовалась пейзажная картина И. Левитана «Весна. Большая вода». (Приложение №3)

3. Контроль эффективности системы проведенной работы (по данным контрольного эксперимента)

Цель контрольного этапа эксперимента: выявить новый уровень владения средствами образности речи детьми старшего дошкольного возраста, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом проверить эффективность системы проведенной работы. Методика контрольного обследования была аналогична методике констатирующего эксперимента. Она состояла из двух заданий, в которых выявлялся уровень владения средствами образности речи в высказываниях.

Как видно, в экспериментальной группе отмечались высокие показатели по всем видам заданий. Зафиксированы были и фразеологические обороты («от дерева к дерева - рукой подать»).

Во II задании при описании растений выделяются микротемы, дающие характеристику различным частям растения - бутонам, стеблям, листьям - с помощью тропов. Часто образный строй высказываний определяли метафоры

(«листики зеленые с белым пояском») и сравнения («цветочки голубые, как закат на небе», «листиков на ветке так много, как яблок на яблоне»). Несколько раз встречались в высказываниях дошкольников фразеологические обороты («листиков на веточке - хоть пруд пруди»).

Высказываниям детей контрольной группы в меньшей степени свойственна художественность и образность. Дети не знали, как создавать словесные образы натуральных объектов или изображенных на картине животных и растений. Они ограничивались употреблением качественных прилагательных («огромные медведи», «маленькие цветочки»).

Результаты проведенной диагностики показали следующее (экспериментальная группа) :

Таблица №3

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа % соотношение

Контрольная группа Экспериментальная группа

высокий 1 6 10% 60%

средний 6 4 60% 40%

низкий 3 — 30% —

Как видно из таблицы, умения детей контрольной группы изменились несущественно.

Сравнительные результаты уровней детей экспериментальной группы на 2 этапах эксперимента:

Таблица №4

констатирующий этап контрольный этап

Уровни количество детей %

соотношение количество детей % соотношение

высокий — — 6 60%

средний 5 50% 4 40%

низкий 5 50% — —

Общий результат уровней владения средствами образности речи детьми (после контрольного эксперимента) :

Таблица №5

констатирующий этап контрольный этап

Уровни количество детей %

соотношение количество детей %

соотношение

высокий - 7 35%

средний 11 55% 10 50%

низкий 9 45% 3 15%

Таким образом, работа, проведенная с детьми оказалась весьма эффективной для развития образности речи дошкольников. Система проведенной работы с использованием природоведческого материала благотворно повлияла на развитие словарного запаса, образности речи детей старшего дошкольного возраста.

У детей экспериментальной группы сформированы представления о средствах образности и о возможности использования их в своих высказываниях.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Актуальность выбранной нами темы обусловлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 11:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природоведческим материалом» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД