Елена Васильевна Алексеева
Развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка дошкольного возраста посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка дошкольного возраста посредством игр
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека.
Публикация «Развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах
Развитие личности происходит по двум направлениям:
• социализация (присвоение общественного опыта);
• индивидуализация (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).
Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Дети ведут себя по-разному, пока не привыкнут к детскому саду. Одни весьма быстро осваиваются в новой обстановке, а другие долгое время бывают растеряны, испуганы или же агрессивны, третьи открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний. Это указывает на неразвитость или деформацию нравственно-волевой сферы личности. Чаще всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка или изнеживают, постоянно опекая, или позволяют делать все, что ему захочется. Или, наоборот, сковывают свободу бесконечными запретами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи. Воспитатель же должен помочь детям преодолеть эти негативные проявления, которые портят жизнь ребенку и окружающим его людям. Не следует ограничиваться только беседой с родителями. Лучше всего организовать деятельность ребенка так, чтобы его поведение перестроилось. Деятельность, которая приносит малышу удовольствие, помогает в его воспитании больше, чем прямые требования исправиться и слушать взрослых. Чем младше ребенок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные качества и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
В дошкольном возрасте к нравственно-волевым качествам личности можно отнести :
- способность не пугаться трудностей;
- умение мобилизовать свои усилия для достижения цели;
- умение соблюдать очередность, не мешая другим;
- готовность делиться игрушками;
- делать приятное сверстникам, помогать им.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений. Подвижные игры с правилами создают условия, которые требуют от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Эти игры также побуждают ребенка к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Любая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижений игровой цели. При этом создаются условия, при которых ребенок может оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Это способствует формированию дружеских взаимоотношений между детьми в группе. Такого рода игры повышают активность сознания ребенка, а это сказывается на его поведении.
Рекомендации по организации игр:
1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.
2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их – они имеют право выбора.
3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.
4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.
Воспитатель должен создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и присматриваясь к другим, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. Отсюда появляется умение оценивать и свои действия.
Игра «Получи подарок»
Цель игры: воспитывает у детей желание сделать что-то приятное для другого, например, подарить ему то, что нравится самому. Такое стремление является основой гуманного отношения к людям и чрезвычайно важно для нравственного развития ребенка. Игровая ситуация такова, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Таким образом, дети учатся самостоятельно принимать решения. Игра создает атмосферу праздничности, которая обогащает жизнь детей и которой так не хватает им в детском саду.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в детский праздник. «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит вещь в коробку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас», – говорит педагог. Затем он вместе с детьми подходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал, покрытый тканью. Открывает его и дает возможность детям полюбоваться различными украшениями и атрибутами. Взрослый объясняет, что ими можно украсить себя на празднике. Дети по очереди выбирают приглянувшиеся им вещи, а затем возвращаются на место и рассаживаются на заранее подготовленные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками. Игра начинается. Воспитатель спрашивает одного из участников игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш отправляется к столам с подарками. «Интересно, что выберет Петя (называет имя ребенка) и кому он подарит свой подарок?» – говорит воспитатель, обращаясь к детям. И тут же объясняет важное правило игры: не поворачиваться к столам и не подглядывать, что выбирает Петя. Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит подарок, подходит к тому, для кого этот подарок выбран, воспитатель предлагает повторить вместе с ним следующие слова: «Я принес тебе подарок, Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши». Торжественная передача подарка происходит при активном участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показывает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить за него, помогает надеть или приладить украшение. Затем предлагает малышам поплясать. Оба ребенка пляшут, а остальные участники игры поют песенку и хлопают им. Потом эти двое садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребенок, которому передается коробка. Так по очереди (в соответствии с тем, как они сидят) все дети дарят подарки друг другу. Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают, и начинается торжественное шествие под музыкальное сопровождение (песня, бубен и т. д.). Все ходят по комнате, демонстрируют свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т. д. После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра начинается сначала. Каждый ребенок может выбрать другого партнера и другой подарок.