Елена Васильевна Алексеева
Развитие навыков эмоционального общения у детей с проблемами в развитии через театрализованные игры
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время общество сталкивается с проблемой увеличения числа детей с агрессивными проявлениями в поведении, с отсутствием навыков эмоционального общения, испытывающих трудности при адаптации в детском коллективе. Сегодня на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей. Им не хватает эмоционального контакта и понимания. У детей с проблемами в развитии агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих взаимоотношений, освоить язык чувств. Многого ещё не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Публикация «Развитие навыков эмоционального общения у детей с проблемами в развитии через театрализованные игры» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
При поступлении в детский сад дети не умеют общаться с взрослыми людьми, со сверстниками. Они либо замыкаются в себе, либо ведут себя вызывающе. Большинство детей с нарушением в развитии ограничены в общении, их мир чувств беден в своих проявлениях по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. У них низкий уровень развития словаря, речь лишена вербальных и невербальных средств выразительности. Дети нерешительны, скованны, теряются в незнакомой обстановке.
Для коррекции вышеуказанных проявлений в поведении детей можно использовать театрализованную деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она способствует нравственно-эстетическому воспитанию, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Игры-драматизации избавляют детей от застенчивости, помогают обрести уверенность в себе. Большинству детей интересно наблюдать за театрализованным действием. Дети с удовольствием смотрят сценки с участием персонажей русских народных сказок, с которыми они знакомы с раннего детства. Но предложение самим показать движения, жесты увиденных героев или озвучить персонажей представления вызывает затруднения. Для достижения положительного результата в развитии навыков эмоционального общения необходимо придерживаться последовательности. Переход от одного этапа к другому невозможен без усвоения предыдущего. Первый этап – ознакомительный. Он начинается с приобщения детей к театру.
На занятиях и в часы досуга происходит знакомство со сказками, инсценированными в настольном театре, театре игрушек или на фланелеграфе. Рекомендуются также просмотры кукольных спектаклей в исполнении профессиональных артистов. На основе впечатлений от просмотренных спектаклей можно провести беседы, рассмотреть иллюстрации к знакомым сказкам, использовать дидактические игры, на музыкальных занятиях слушать музыку, характерную для контрастных по характеру героев: медведь и заяц, кошка и мышка, курочка и цыплята. На этом этапе работы у детей расширяются знания об окружающем мире, о новых героях сказок. У них складывается определённое представление о театре. Дети учатся различать по голосу и манере поведения характеры персонажей. Также дети постепенно учатся сопереживать героям спектакля.
Второй этап – подготовительный. Он помогает готовить детей к активному участию в театрализованных играх. Для этого используются индивидуальные игры с воспитателем со стихотворным текстом, игры-хороводы с пением, игры с пальчиками. Пальчиковые игры оживляются и доставляют удовольствие, когда на пальцы надеваются головки героев: зайчики, мальчики и девочки, кошки.
Использование совместных игр даё т следующий эффект:
- у детей появляется желание общаться со взрослым, идти на тактильный контакт;
- участие в игре вызывает положительные эмоции;
- дети обучаются новым движениям, выполнять их одновременно и ритмично;
- у детей возникает желание исполнять какую-либо роль или быть ведущим.
Третий этап – эмоциональный. У детей с нарушением в развитии бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма. На данном этапе необходимо научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Поэтому допустимо использовать в работе игровые упражнения и этюды на выработку мимики, жестов и пантомимики. Этюды помогают научить выражать страх, удовольствие, радость, различные черты характера. Благодаря проводимым игровым упражнениям, дети постепенно учатся выражать свои чувства, понимать выражение лица, жестов. Упражнения должны носить регулярный характер. Наряду с разучиванием новых упражнений и этюдов необходимо возвращаться и повторять пройденные.
Четвёртый этап – инсценировочный. На этом этапе происходит обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов, знакомых сказок. Так как речь детей фонематически и грамматически нарушена, а у некоторых имеется форма безречевого общения, то при чтении литературного произведения дети могут подражать действиям героев, используя для инсценировки игрушки, театр на фланелеграфе, плоскостной театр, театр картинок. Детям с затруднениями в речи даются роли либо со звукоподражанием, либо с простыми часто повторяющимися фразами.
Чтобы удержать интерес драматизации, привлекаются зрители. Ими могут быть дети, куклы, помощник воспитателя, учитель-логопед, родители. Необходимое условие на данном этапе – использование хорошо знакомых детям произведений. При организации и проведении игр-драматизаций целесообразно придерживаться следующей последовательности:
- Детей надо заранее познакомить с текстом. Потешки или стихи разучить на
занятии, прочитать сказку.
- Предложить поиграть в «сказку» и назвать произведение. Выбранное литературное произведение прочитать с установкой на последующее его обыгрывание с игрушками, с элементами костюмов, пальчиковыми персонажами, нагрудными знаками.
- После чтения постановка вопросов, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей.
- Выбор атрибутов и их совместное изготовление с детьми.
Сказки можно драматизировать не полностью, а отдельные сценки. Во время игры-драматизации не обязательно требовать от детей дословной передачи текста, они могут говорить своими словами, но не искажая содержания. Элементы театральной деятельности включаются в различные виды занятий, чаще в музыкальные и занятия по развитию речи.
Для продолжения творческой активности дома необходимо привлекать родителей к пошиву костюмов, изготовлению декораций, приглашать на просмотр игр-драматизаций. Педагог консультирует родителей о способах изготовления героев театрального действия в домашних условиях из бросового материала. Проявление такого общего интереса сплачивает коллектив детей, воспитателей и родителей.
Систематическое использование в жизни ребёнка элементов театральной деятельности будет способствовать активизации и обогащению словаря, знакомству с новым литературным материалом. Дети станут свободнее в общении, терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными. Цель педагога не направлена на то, чтобы, воспитать артистов-профессионалов, а чтобы дети относились к своему делу творчески, чтобы их поступки и помыслы были чисты и добры.