МААМ-картинки

Развитие навыков театрализованной деятельности у детей

наталья семенова
Развитие навыков театрализованной деятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие навыков театрализованной деятельности у детей.

Семёнова Наталья Викторовна,

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных действиях, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Публикация «Развитие навыков театрализованной деятельности у детей» размещена в разделах

Я считаю, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Коррекционно-развивающие и воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

В ходе наблюдений на занятиях и за самостоятельной игровой деятельностью детей я изучила знания, умения и навыки детей о театре и театрализованных играх, их чувственно-эмоциональную сферу, что помогло мне в определении цели деятельности, постановке задач, осуществлении индивидуального подхода при планировании работы.

При оборудовании зоны театральной деятельности учла основные принципы построения предметно-пространственной среды: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей, обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей, использование возможности свободы выбора, моделирования, поиска и экспериментирования.

Основной целью коррекционного воспитания, через знакомство с театром и театрализованной деятельностью, я считаю: создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии. Прежде всего, развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

В процессе знакомства детей с театром и овладением ими навыков театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Я обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.

Прежде всего, я начала формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываем сами, либо совместно с другими педагогами детского сада, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

На этом этапе формируем у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”, учим выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх, знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.

После посещения профессиональных спектаклей, расширяю знания о театре, людях работающих в театре и актуальным становится обучение правилам поведения в общественном месте. Закрепляется позиция “зритель”, дети начинают учиться управлять своими эмоциями, формируются навыки самоконтроля.

В дальнейшем стимулирую желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, постепенно побуждая ребенка от наблюдения за театрализованной постановкой взрослого проявлять инициативу в самостоятельной игровой деятельности. Учу детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка. В этот период у детей закрепляется позиция “артист”, умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребенок учится радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. В это время я уделяю внимание коррекции отдельных черт характера ребенка (застенчивость, жадность, грубость, невежество) и воспитанию таких положительных качеств личности, как смелость, доброта, забота, желание помочь.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи я стараюсь создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

Учу детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

Закрепляю умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, “Дом и ворота” и др.).

Закрепляю умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

Развиваю мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).

Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашей группе является кукольный театр. В театральной зоне нашей группы представлены несколько видов кукольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, теневой.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол, элементы которого я успешно применяю в своей практике. Так как игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей, я сделала клоуна Петю живой ведущей игрушкой коррекционного уголка. Предлагаю детям словами оживить куклу и дать настроение, характер, поделиться своими радостями и огорчениями, поучить рисовать, считать, петь, танцевать. Играя с клоуном Петей, дети обучаются, развивают речь и открывают свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

На этапе активного освоения театрализованной деятельности я обучаю детей навыкам общения и коллективного творчества, умению уступать и договариваться.

Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :

• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• Задания для развития речевой интонационной выразительности;

• Игры-превращения, образные упражнения;

• Ритмические минутки;

• Пальчиковый игротренинг;

• Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Коррекционно-развивающие игры;

• Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.

Так же через театрализованные игры я формирую у детей опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения я исхожу из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную направленность и быть понятна детям. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества.

Публикации по теме:

Развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности «Развитие речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» В настоящее время все больше внимания уделяется речевому.

Консультация для родителей «Развитие детей в Театрализованной деятельности» Консультация для родителей на тему: "РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Испокон веков театр всегда завораживал зрителей.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности». Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Цели: 1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности; 2)способствовать повышению педагогической культуры.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 1 часть 1 часть. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ ….2 2. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Теоретические аспекты развития театрализованной.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ИГРА-ОСНОВНОЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЗРОСЛЫМИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ИГРА РАЗВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ,ВОСПИТЫВАЕТ.

Развитие творческих способностей детей 5–6 лет посредством театрализованной деятельности «Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет жизненной.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим.

Становление и развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельностиСтановление и развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков театрализованной деятельности у детей
Опубликовано: 3 мая 2018 в 20:20
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков театрализованной деятельности у детей» (включая файлы) размещена пользователем наталья семенова (УИ 35191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД