Татьяна Гунина
Развитие навыков речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков речевого общения
Введение
В эпоху высоких информационных технологий предъявляют более высокие требования к уровню эстетического, физического, нравственного, умственного развития детей. Конвенция о правах ребенка отмечает, что государство признает важную роль средств массовой информации и других национальных и международных источников, которые содействуют социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. [24, 382]. Концепция дошкольного воспитания рассматривает важное значение дошкольного детства в становлениях личности. Необходимо обогащать духовный мир детей, а именно каждому ребенку предоставить равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности. [23, 226]. В Законе Российской Федерации "Об образовании" рассматривается необходимость развития человека, который сможет совершенствовать общество. [15, 388]. Все эти моменты предполагают формирование всесторонне-развитой личности ребенка-дошкольника через разные виды деятельности /игра, изобразительная, трудовая, музыкальная и другие виды/.
Публикация «Развитие навыков речевого общения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Как отмечают многие исследователи, общение также играет огромную роль в развитии дошкольника (Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова). Общеизвестно, что недостаток общения детей с взрослыми культивирует такое явление как госпитализм, обуславливающий отставание детей в физическом и психическом развитии. Значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается духовная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые способности. По данным Артемовой Л. В., Маханевой М. Д., Реуцкой Н. А. развитие выразительной стороны речи, воспитание активности, инициативы, средством всестороннего развития личности, а именно речевого общения является театрализованная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития речи и навыков общения. Учеными ведется поиск средств развития речевого общения детей, среди которых можно отметить театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.
Противоречие между недостаточной изученностью данного вопроса и необходимостью организации этого процесса в ДОУ делает исследование актуальным.
Целью исследования явилось изучение особенностей развития навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы. Объектом исследования является речевое общение детей, а предметом – процесс развития навыков речевого общения детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой навыки речевого общения развиваются в театрализованной деятельности при соблюдении комплекса следующих условий:
• проектирование зоны театрализованной деятельности детей;
• наличие и развитие представления и интереса детей к различным видам театра;
• овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
• эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр.
В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы исследуемой проблемы;
2. Исследовать особенности навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности;
3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории деятельностного подхода к формированию и становлению личности (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н.); психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б.); положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Андреев В. И., Кудрявцев В. Т., Сластенин В. А. и другие); положения о развитии речевого общения у детей дошкольного возраста (Галигузова Л. Н., Лисина М. И., Смирнова Е. О.).
Методами исследования являются:
1) анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2) наблюдения за детьми;
3) педагогический эксперимент;
4) методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что совершенствуются творческие театрализованные игры детей за счет развития речевого общения. Разработанная система работы поможет всесторонне развить ребенка-дошкольника, а именно творческие способности детей.