Ольга Буценко
Развитие навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников посредством игр в педагогической песочнице
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на дороге несомненна. Статистика утверждает, что ежегодно возрастает количество ДТП с участием детей. Современные дети, увлечённые новомодными гаджетами, часто теряют бдительность, осторожность, двигаясь по оживлённым улицам города. Внимание к воспитанию разумного поведения на дороге в данный момент особо значимо.
Публикация «Развитие навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников посредством игр в педагогической песочнице» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Но как подойти к этой задаче, да так, чтобы обучение было увлекательным, интересным, созидательным. По нашему мнению очень эффективным методом развития навыков безопасного поведения являются игры в педагогической песочнице, возможности которой безграничны. Именно в этой безопасной, образовательной и развивающей среде дети и взрослые совместно способны создавать любую жизненную ситуацию, исследовать её с различных сторон, обыграть многообразие сюжетных линий, проанализировать, выбрать наиболее продуктивную и безопасную стратегию поведения на дороге, а затем успешно применять её в жизни. Научить предвидеть опасность, избегать её, не совершать очевидных ошибок – это является основой безопасного поведения. Наиболее эффективными является игровая деятельность, и в частности игры на песке, в которых детей знакомят с различными правилами поведения на дороге и в экстремальных ситуациях.
Что такое педагогическая песочница – это деревянный ящик 50-70-8 см., песок, наборы различных мелких игрушек, дорожных знаков, макет светофора. Педагогическая песочница – отличный инструмент для педагогов, новый интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс, возможности, использования которой до конца не раскрыты, но они безграничны.
Методологической основой взаимодействия с ребёнком в рамках педагогической песочницы для нас стал деятельностный подход. «Золотые» правила данного подхода помогают нам формировать личность воспитанников, из пассивных слушателей они превращаются в активных участников педагогического процесса. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Мы – педагоги, как бы уходим на второй план и даём возможность детям в песочнице самостоятельно моделировать, осознавать, рассуждать и разрешать проблемные ситуации, мы сознательно создаём необходимые условия для развития воспитанников, стараемся вовремя задать необходимые вопросы, закрепить полученные сведения, зафиксировать полученный ими опыт. Ребёнок самостоятельно выбирает игрушки, персонажи, расставляет их в песочнице, проецирует реальные ситуации, трансформирует, характер, стиль поведения, коммуникации в связи с осознанием проблемы, самостоятельно ищет способы её разрешения.
Для занятий с детьми в педагогической песочнице мы соблюдаем определё нные правила и этапы: ритуал входа, основная (содержательная) часть и ритуал выхода. Каждый этап имеет свои цели. Ритуал входа – время приветствия и создания положительной мотивации (5 мин.). Основная часть занимает большую часть времени. В зависимости от поставленных задач пространство песочницы разделяется между детьми или является общим для всех них, важно на данном этапе сосредоточить внимание детей на действиях в песочнице. Продолжительность игр в песочнице увеличивается за счёт постоянного движения, разворачивания определённых действий и может достигать 40 минут. Ритуал выхода во времени самая малая часть, здесь происходит проговаривание результатов деятельности личных открытий, достижений.
Какие же методы и приёмы развития навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников мы используем :
- игровые методы (дидактические игры в пространстве песочницы позволяют закрепить полученные знания в ходе бесед, наблюдений и поделиться личным опытом);
- игровые сюжетные ситуации. Например, на песке разыгрывается ситуация, что мальчик устроил игры на проезжей части. Мы просим детей рассказать мальчику об опасных ситуациях, которые могут возникнуть, когда не соблюдаешь правила безопасности на дороге;
- моделирование ситуаций позволяет ребёнку применять полученные знания на практике и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальной ситуации;
- экспериментирование направлено на самостоятельный поиск решений;
- метод арт техник (рисование, конструирование на песке, рисование песком).
Для формирования навыков безопасного у старших дошкольников по теме «Ребёнок на улицах города» проводим игры в песке по трё м направлениям: ребёнок-пешеход, ребёнок-пассажир городского транспорта, ребёнок-водитель детских транспортных средств. В каждом разделе мы с детьми моделируем различные ситуации и проводим дидактические игры. Например, реализация содержания разделов предусматривает моделирование ситуаций д/игры «Как поступить», «Построй маршрут в детский сад», «Обозначь опасные места», разыгрывание сказок «Андрей знакомится с транспортными средствами», «Путешествие Андрея в автобусе», «Как Андрей переходил дорогу» и т. п.
Для организации игр в песочнице учитываем три компонента безопасного поведения человека : предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности (умелое поведение в опасных ситуациях).
Использование педагогической песочницы является лишь частью целостного подхода к формированию безопасного разумного поведения на дороге. Алгоритм системной работы включает в себя познавательную деятельность по тематике, разбор первичных умений и ошибок, закрепление правильного поведения на дороге в интересной, увлекательной и продуктивной игре с песком. Для этого вместе с детьми мы моделируем и обыгрываем различные ситуации на дороге в пед. песочнице. Например, в песочнице моделируется ситуация двора. Мальчик Андрей (фигурки детей могут заменяться фигурками традиционных для данной местности животных и их детенышами) встретил своего друга Сашу. Саша предложил Андрею пойти на дорогу и посмотреть на «зебру». Андрей очень удивился, но пошёл за другом. Саша повел друга к дороге, где ездили машины, автобусы и даже трамваи. (В песочнице моделируется пешеходный переход: рисованное изображение или рисование на песке). Вопросы к педагогам : Что же это была за зебра? Почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Проиграйте ситуацию.
В педагогической песочнице можно развернуть различные игровые сюжеты, с разными поставленными педагогическими задачами, продумываем результаты деятельности.
Планируемые результаты по теме «Ребёнок-пешеход»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает правила игр во дворе (где можно играть в мяч, в прятки и т. д.);
- узнает и называет дорожную разметку «Пешеходный переход», «Полоса для общественного транспорта»; дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» и т. д. ;
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому.
Литература
1. Воробьёва Н. А., О. Б. Сапожникова, Развитие навыков поведения дошкольников в чрезвычайных ситуациях. – Москва: Интеллект-Центр,2016.- 104с.