Маргарита Втюрина Сабельникова
Развитие мышления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления ребенка-дошкольника неразрывно связано в развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника все большую роль играют игры с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает на данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые узнает при помощи слова. Словесные объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в наглядных представлениях о ранее воспринимавшихся предметах и явлениях.
Публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях, познакомится так же с жизнью растений и животных, узнать простейшие факты общественной жизни. Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Это особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах: «почему?», «Зачем?», «Отчего?», которые от задает взрослым.
В связи с изменением в дошкольном возрасте содержания детского мышления изменяется и его форма. Они обретают относительную самостоятельность и начинают при определенных условиях предварять практическую деятельность.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка постепенно вырабатывается умение заранее обдумывать условия и способы предстоящих действий, а затем приступать к практической реализации своего замысла. Таким образом, внутри практической деятельности дошкольника выделяются и приобретают относительную самостоятельность особые внутренние мыслительные процессы, которые предвосхищают и определяют выполнение внешних предметных действий, направленных на достижение практического результата.
В своем мышлении дошкольники опираются не только на впечатления от предметов, которые они воспринимают в данный момент и в отношении которых они сейчас действуют, но основываются так же на представлениях о ранее виденном и слышанном.
В дошкольном возрасте дети переходят от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Теперь перед ребенком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).
В процессе решения подобных задач ребенок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определенным выводам и заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы дидуктивных и индуктивных умозаключений.
Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер.
Итак, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, учится анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.