Ольга Номерчук
Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники
Работая в детском саду, я обратила внимание, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Как же сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как помочь ребёнку научиться коммуникативной речи?
Многие ответы на эти вопросы я нашла, используя в своей работе методику
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
мнемотехника. Мнемотехника это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает в развитии :
• связанной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации звуков.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Поэтому предлагаю начинать работу с использования простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожке, и позже - к мнемотаблицам.
Приёмы мнемотехники включаю на занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс ввожу мнемотаблицы потешек. Использую алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, ухода за комнатными растениями и т. д.
У детей важно развить наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществление перекодировки информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети делают это самостоятельно.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Мнемотехнику я широко использую при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Еще одна разновидность мнемотехники — это коллаж. Работая с детьми младшего дошкольного возраста с коллажами, я отмечаю, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие. Так дети знакомятся с буквами, участвуют в занятиях по изодеятельности, играх, разучивают стихи. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду.
Одним и интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.
Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, я использую для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь Дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно.
Увидев ценность данной работ, ее результативность я с легкостью включаю данную технику во все виды детской деятельности. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Придя к концу дошкольного возраста, дети используют схемы во всех видах деятельности, самостоятельно зарисовывают опыты, результаты наблюдений, составляют планы рассказов.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, коллажей удалось достичь следующих результатов:
• у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился кругозор знаний об окружающем мире;
• активизировался словарный запас;
• дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться
перед аудиторией.
Считаю, что наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоении многих задач. Дети развиваются всесторонне. Наши дети хорошо подготовлены к школе, где важно развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Мы решаем вопросы подготовки к школе комплексно и в этом помогает мнемотехника.
Литература:
1. Т. В. Большева: Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники. Издательство: Детство-Пресс, 2005 г. Серия: Библиотека программы "Детство"
2. Т. Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2010
3. В. А. Козаренко Учебник мнемотехники Москва 2007г.
4. Сайт Mnemonikon (https://www.mnemotexnika.narod.ru)