марина лукьянская
Методика игры на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы» музыкальный руководитель Лукьянская М. Н
Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.
Цель: Обучение и использование шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми.
Задачи:
• Познакомить детей с шумовыми инструментами;
Публикация «Методика игры на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
• Познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;
• сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.
На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них
С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).
На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.
Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно исполнять данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов.
Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.
В каждой группе имеется музыкальный уголок с доступными для детей шумовыми инструментами, дети всегда могу поиграть, отработать ритм
Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы:
• фронтальные и подгрупповые занятия;
• тематические занятия;
• развлечения, праздники;
• музыкально-дидактические игры;
• индивидуальная работа с детьми.
Особенности звучания детских шумовых инструментов
Барабан. Напоминает раскаты грома.
Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент.
Трещетка-этот инструмент напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент. Деревянный звук, какой? Он стучащий и сухой, Теплый и трескучий, Тихий и гремучий
Ложки. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари».
При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен потеряли.
В ложки ударяли.
Ой, жги – говори,
Заиграли ложкари!
Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»).
игра «солнышко»
-Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.
(дети встают в круг, солнышко лежить в середине круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)
- Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.
-Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.
Ударяют ложкой о ложку перед собой
-Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»
Бубен. Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай! Н. Френкель.
Проводится музыкальная игра «Передай бубен» (я простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши).
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.
Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.
Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.
Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.
Я провожу занятия в средних и старших группах. В своей работе опираюсь на принцип – «от простого к сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.
Итог наших занятий – выступления на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.