Ольга горохова
Развитие музыкальных способностей у дошкольников посредством ритмодекламации
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном музыкальном образовании существует особый вид деятельности, который называется – ритмодекламация.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Публикация «Развитие музыкальных способностей у дошкольников посредством ритмодекламации» размещена в разделах
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования, где текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с длительностью и паузами музыки, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Отстранение от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности нравится всем детям, даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели, не испытывая неуверенности в себе. У ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению, музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса.
По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор.
Также мы успешно используем вокально-речевой материал оздоровительного курса программы М. Л. Лазарева «Здравствуй», важным результатом которой является повышение эмоционального интеллекта и общего уровня здоровья ребенка. По технологии формирования физиологической и познавательной мотивации здоровья (Лазарев М. Л. ,1996, предполагающей последовательное закрепление материала по алгоритму «звук -образ- движение», каждая песенка содержит один или несколько образов, раскрывающих ее содержание.
Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Игровые упражнения носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т. к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребё нка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом.
При работе над ритмодекламацией активно используется способ "телесной игры". Он заключается в образовании ребенком разнообразных звуков (хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.). Это способ простейшей инструментальной импровизации. "Телесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности, вызывает чувство оптимизма.
Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
Некоторые примеры упражнений из программы М. Л. Лазарева «Здравствуй», используемые при ритмодекламации.
Песенка Фырки.
А я фырчу все на одной и той же ноте – фырк!
И обижаются и дяденьки и тети – фырк!
С утра до вечера фырчу одно и то же – фырк!
Слова и фразы все на фырканье – фырк!
И что б мне ни сказали- фырк, фырк, фырк!
О чем бы ни попросили- фырк, фырк, фырк!
Куда бы ни позвали фырк, фырк, фырк!
Куда б ни пригласили – фырк, фырк, фырк!
Урок здоровья.
Кто хочет быстрым стать
И время не терять,
Пусть за моей спиной
Все делает со мной.
Движенья рук и ног
Ты повторяй, дружок.
Вот прозвенел звонок –
Давай начнем урок.
Веселые движения.
Веселые движения,
Полезные движения,
Кто ими занимается –
Достоин уважения.
Кто ими занимается –
Здоровья набирается, а кто не занимается –
С болезнями намается.
А я люблю играть в футбол.
Я забиваю ножкой гол.
Еще люблю я баскетбол,
Ну и, конечно, волейбол.
Ночь прошла.
Ночь прошла, прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Закричал петушок.
Встала маменька,
Открыла ставеньку.
Здравствуй,
Солнышко-колоколнышко.
Рельсы-рельсы.
1. Рельсы-рельсы, кух-кух,
Шпалы-шпалы, тук –тук,
Едет поезд, чух-чух,
Запоздалый, пух-пух.
Из распахнутых окошек
Кто-то высыпал горошек,
Бух-бух-бух-бух!
2. прилетели куры, цып-цып.
Поклевали, цып-цып.
Пришли козы, бе-бе,
Пощипали, ме-ме.
Пришел слон, потоптал.
Конь ему помогал,
Топ-топ-топ-топ.
3. Прилетали пчелки, покусали колко,
Прилетали мошки, подбирали крошки.
От зеленого горошка
Не осталося ни крошки.
Не осталося.
Вот и песня вся.
Мы в городе родились.
Мы в городе родились
И на славу удались:
Ножки, будто калачи.
Щечки, будто кумачи.
В ручках-прянички,
В щечках-яблочки.
Глазки-звездочки
Губки-розочки.
Буль-буль.
Буль-буль-буль-буль.
Рыбки плавают.
Буль-буль-буль-буль.
Куклы плавают.
Буль-буль-буль-буль.
Детки плавают.
Буль-буль-буль-буль.
Котик плавает.
Буль-буль-буль-буль.
Милую головку
Умываем ловко.
Подставляет котик
Спинку и животик.
Буль-буль-буль-буль.
Рыбки плавают.
Буль-буль-буль-буль.
Куклы плавают.