Получи документы

Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста

Олеся Михайловна Кулинич
Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста

Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Успешность освоения родного языка детьми дошкольного возраста зависит от условий воспитания, окружающей среды и уровня педагогического воздействия. В данной методической разработке представлен комплекс мероприятий, направленных на стимулирование речевого развития ребенка, начиная с раннего детства до старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель разработки — создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития всех компонентов устной речи у дошкольников, включая правильное звукопроизношение, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, связную речь и коммуникативные умения.

Задачи:

Развитие звуковой культуры речи : Формирование правильного произношения звуков, развитие артикуляционного аппарата, воспитание слухового внимания и фонематического слуха.

Обогащение активного и пассивного словаря: Расширение объема слов, используемых ребенком, знакомство с новыми словами, активизация словаря через игры и творческие задания.

Формирование грамматически правильной речи : Овладение основными грамматическими категориями русского языка (падежи, число, род, правильное построение предложений.

Стимулирование связной речи : Развитие способности выражать мысли последовательно и логично, умение рассказывать истории, составлять рассказы по картинкам, пересказывать услышанное.

Развитие коммуникативных способностей: Обучение детей правилам общения, использованию вежливых форм обращения, участию в диалоге, аргументации своей точки зрения.

Методы и приемы работы :

Для достижения поставленных целей используются следующие методы и приемы :

Игровая деятельность. Игры способствуют развитию речи естественным образом, ведь дети активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми, учатся понимать смысл слов и выражений.

Чтение художественной литературы. Чтение сказок, стихов, рассказов развивает воображение, расширяет словарный запас, улучшает понимание структуры текста.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы губ, щек, языка, что способствует правильному произношению звуков.

Дидактические игры. Игры типа "Кто что делает?", "Подбери слово", "Найди лишнее" развивают мышление, память, внимание и активизируют словарь.

Театрализованная деятельность. Ролевые игры, кукольный театр, драматизации позволяют детям развивать выразительность речи, улучшать дикцию и учиться эмоционально окрашивать свою речь.

Творческая деятельность. Рисование, лепка, аппликация стимулируют образное мышление и словесное выражение чувств и мыслей.

Содержание программы

Программа состоит из нескольких этапов, соответствующих возрастным особенностям детей.

Этап 1. Ранний возраст (до 3 лет)

Основные направления работы:

Активизация гуления и лепета. Взрослые поощряют любые попытки ребенка издавать звуки, повторяют за ним слоги, побуждают к подражанию.

Расширение понимания речи взрослого. Ребенок учится понимать простые просьбы ("дай", "иди сюда", названия предметов, имена близких людей.

Развивающие игры. Простейшие пальчиковые игры, потешки, чтение коротких стишков и песенок.

Этап 2. Младший дошкольный возраст (3–4 года)

Основные направления работы:

Развитие фонематического слуха. Игры на различие звуков, выделение первого звука в словах, произнесение простых скороговорок.

Обогащение словаря. Использование игр на подбор синонимов, антонимов, обучение названиям действий, признаков предметов.

Работа над грамматическим строем речи. Формирование умений правильно использовать падежные окончания, согласовывать существительные с прилагательными, числительными.

Этап 3. Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Основные направления работы:

Формирование связной речи. Составление небольших рассказов по серии картинок, пересказывание услышанных историй, участие в диалогах.

Улучшение произносительной стороны речи. Работа над дикцией, улучшение четкости артикуляции, устранение дефектов звукопроизношения.

Использование театрализованных игр. Организация спектаклей, инсценировок, что помогает ребенку научиться выражать эмоции через голос и мимику.

Этап 4. Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

Основные направления работы:

Подготовка к обучению грамоте. Подготовка детей к чтению и письму, расширение знаний о буквах и звуках.

Развитие монологической речи. Создание собственных рассказов, сочинение загадок, стихов, использование литературных приемов.

Коммуникативная практика. Участие в дискуссиях, обсуждение прочитанного, аргументация своей позиции.

Примерный план занятий

Утренние занятия:

Артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

Чтение сказки или рассказа.

Тематическое занятие:

Введение новой темы через игру или беседу.

Дидактические игры на закрепление материала.

Творческое задание (например, рисование по мотивам сказки).

Прогулка:

Наблюдения за природой, погодой.

Описание увиденного, составление мини-рассказов.

Вечерняя программа:

Театральная игра или показ кукольного спектакля.

Совместное чтение перед сном.

Ожидаемые результаты

К концу дошкольного периода ребенок должен овладеть следующими умениями:

Четко и правильно произносить все звуки русского языка.

Активно использовать в речи новые слова, уметь подбирать синонимы и антонимы.

Строить развернутые предложения, используя разнообразные грамматические конструкции.

Рассказывать короткие истории, пересказывать тексты, отвечать на вопросы полными предложениями.

Участвовать в коллективных играх и обсуждениях, проявлять инициативу в общении.

Таким образом, данная методическая разработка направлена на комплексное развитие речи детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и потребностей каждого этапа развития.

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2025 в 11:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка на тему формирования и развития речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Михайловна Кулинич (УИ 1606020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 апреля 2025 понедельник
Давайте обмениваться книгами!
На зарядку становись!
Лепим, рисуем и печем русские пряники!
Всемирный день творчества и инновационной деятельности
22 апреля 2025 вторник
Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД