НатальяБорисова
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками.
Одной из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети
еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто
переходят на крик. Многие же поют “говорком”, у них отсутствует
напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они
встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой
музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют
“гудошниками”. Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а
функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что
задан учителем, а спеть его правильно не может. Речь их отличается
монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым
диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с
голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи
грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в
состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления
голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких
тонов. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между
слухом и голосом.
Музыкальная школа дает хорошую базу для улучшения музыкального слуха. Но в ряде случаев можно ограничиться и упражнениями в домашних условиях. Главное, соблюдать регулярность тренировок и придерживаться четкой программы. Для занятий понадобится музыкальный инструмент, можно воспользоваться сайтами или приложениями с виртуальным пианино. Развивать музыкальный слух можно активным и пассивным способами. Активный предполагает пение, а пассивные — прослушивание музыки, написание музыкальных диктантов, определение на слух интервалов и аккордов. Можно использовать специальные приложения, которые помогут научиться отличать друг от друга ноты, интервалы и аккорды.
Для развития музыкального слуха дома вы также можете воспользоваться следующей подборкой упражнений:
Гаммы. Спойте по порядку звуки от «до» до «до» вверх и вниз, проверяя себя на инструменте или через специальные приложения после каждой спетой ноты.
Интервалы. От одного звука вверх и вниз пойте разные интервалы, подыгрывая себе на инструменте.
Во время прослушивания музыки следите по нотам за исполнением. Это упражнение развивает внутренний слух.
Подбирайте на любом музыкальном инструменте знакомые мелодии по слуху.
Напевайте любимые песни одновременно с исполнителем.
Цель упражнений— закрепить приобретенные навыки и довести их до полного автоматизма. Как только вы поймете, что поете верно, увеличивайте диапазон и количество нот. Когда освоите обычную гамму, принимайтесь за хроматическую. Почувствуете, что легко справляетесь с интервалами, то переходите к аккордам. Предложенные для самостоятельных тренировок упражнения достаточно сложно хорошо выполнять с первого раза. Сначала познакомьтесь с каждым из них и выберите наиболее простые для вас. И только отработав до совершенства, переходите к следующим.
Самостоятельное освоение гамм, интервалов и гармоний — задача сложная, требующая большого упорства и желания. Чтобы не потерять интерес к занятиям музыкой и быстрее увидеть результаты в развитии музыкального слуха, приходите в творческую театральную студию в Москве «Актер и Ко». Мы предлагаем:
Обучение у профессиональных педагогов с большим опытом преподавания и концертной деятельности;
Комплексный подход к развитию музыкальных данных;
Индивидуальный подход к каждому ребенку