Наталья Кравченко
Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion
▼ Скачать +Заказ
«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники «body percussion» с детьми ОНР.
«Таланты создавать нельзя, но культуру можно создавать,
то есть почву, на которой растут и процветают таланты»
Л. В. Виноградов.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion» размещена в разделах
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живё т по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (с лат. звучащие жесты) это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей. Техника Body percussion широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру наиболее выражено это в культуре Индонезии, Эфиопии, США, России. Развивая множественный интеллект через воздействие на тело с помощью музыки, ритма, образа, отмечаются изменения с терапевтическим эффектом.
Таким образом, метод Body Percussion – это не просто музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х. Гарднер, 1983) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга.
В Body Percussion входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. Объектом рассмотрения выступает процесс методической работы над музыкально-образными движениями в дошкольных учреждениях с детьми – логопатами.
Цель – исследование процесса моей работы над выразительным исполнительством дошкольников посредством музыкально – ритмических движений – с применением ритмо-техники. Формирование полноценной, гармоничной личности ребёнка.
Гипотеза исследования моей работы: Выразительное исполнительство детей дошкольного возраста будет эффективней, если я в своей работе буду использовать музыкально – ритмические движения, с применением “body percussion” (звучащие жесты).
«Боди-перкуссия» на музыкальных занятиях.
• Получение яркого и нового опыта успешной творческой деятельности, открытие и пробуждение внутренних творческих сил.
• Осознание собственных возможностей – невербальных и вербальных средств самовыражения, собственного тела и голоса.
• Увеличение выразительности поведенческих проявлений (развитие гибкости, спонтанности, импровизации, более полное выражение себя, в том числе при взаимодействии с окружающими).
Актуальность и практическая значимость применения ритмо-техники заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.
Мне очень понравилась эта идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты. Это гениально и очень подходит современному человеку. Развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом.
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В. М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Свою педагогическую деятельность осуществляю в рамках рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников. Развитием музыкальных способностей я занимаюсь в повседневной музыкальной деятельности : на музыкальных занятиях я учу детей ритмично двигаться, внимательно слушая музыку, передавать в движениях её характер. Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, смею утверждать, что проблемы их развития успешно могут решаться на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно-логопедического воздействия. Уверена, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему музыкально-ритмических движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:
• музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности : ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
Основными задачами в своей работе по музыкальному воспитанию детей считаю:
Образовательные:
Формировать интерес к музыкальной культуре у учащихся и инклюзивными нарушениями.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
Коррекционно-развивающие :
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности.
-. В моей работе приоритетными являются следующие направления:
Формирование музыкально-ритмической деятельности;
развитие эмоционально-волевой сферы, как способ коммуникации детей дошкольного возраста;
1. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности: кольца Луллия; элементы теории ТРИЗ.
2. Личностно – ориентированное развивающее обучение : создание ситуации успеха, метод эмоционального воздействия.
3. Система развивающего обучения А. В. Занкова: контрастные сопоставления, моторно-двигательнное, вокальные, цветовое, тактильные уподобления.
4. Игровые приемы интегративной музыкотерапии : музыкально-дидактические, музыкально-ролевые, имитационные игры.
5. Идеи социо-игровой педагогики.
6. Методика элементарного музицирования К. Орфа.
7. Логоритмические комплексы М. Чистяковой, Л. Н. Алексеевой.
8. Здоровьесберегающие технологии.
9. Музыкальное воспитание по системе Д. Б. Кабалевского.
Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Одной из оздоровительно- профилактической задач, которая стоит передо мной - это создание оптимальных, а главное, безопасных условий в период пребывания ребёнка в детском саду. Работая над проблемой здоровьесбережения ставлю и решаю следующие задачи:
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания (обучаю с помощью музыки менять ритм дыхания, провожу дыхательную и артикуляционную гимнастку);
- обучаю навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, (моделировать своё эмоциональное состояние);
- охраняю детский голос от перегрузок (провожу комплекс оздоровительных упражнений для горла);
- способствую, оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата, формирую правильную осанку (коррекция неправильных и лишних движений);
- социализирую ребёнка (профилактика эмоциональных зажимов, напряжения и стрессов). Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно. Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.
Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
.
Упражнения, развивающие чувство ритма
В логопедических группах большое значение уделяется этому виду деятельности. Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки, не говоря уже об их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой галопы и т. д.). Очень важно, по моему мнению, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично. Музыкально-ритмические упражнения дают возможность развиваться физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, готовят к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Парные танцы
Освоение танцевальных движений способствует музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, формирует у них способность легко и ритмично двигаться под музыку, развивает ориентир в пространстве и координацию движений. В практике работы с детьми-логопатами я старалась учитывать уровень сформированности двигательных навыков, уровень развития ритмических способностей, индивидуальные особенности детей и, с учётом этого, подбирала музыкальный материал. Большое значение в музыкально-коррекционной работе имеет обязательное использование парных танцев и плясок, так как правильно подобранные, они развивают внимание, координацию, ориентировку в пространстве, чувство ритма, а так же – механизм подстройки движений к музыке и движениям партнё ра: «Приседай» эст. н. м. ; «Полька» М. Ю. Картушиной и др. При подборе музыкального репертуара следует учитывать, справится ли большинство детей с движениями. С теми, кто не справляется с заданиями, необходимо заниматься индивидуально. гр.
В результате музыкально-ритмических занятий с детьми с ОНР, в процессе которых у детей систематически развивалось музыкально-ритмическое чувство, вырабатывались и двигательные навыки, успешнее проходила коррекция ритмической стороны речи. Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с ОНР, по моим наблюдениям, подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако, этот процесс развития произвольных движений протекает при общем недоразвитии речи значительно медленнее и в более поздние сроки.
Поэтому, подводя итог вышесказанному, хочется посоветовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОНР, использовать музыкально-ритмические движения как ведущее средство развития чувства ритма у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе на каждом музыкальном занятии. В результате работы мы получаем ощутимую динамику в развитии музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.
Речевые игры в технике «боди перкуссия» для детей
дошкольного возраста
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
Успех музыкального воспитания во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретённого в детском саду. Моя многолетняя работа в этом направлении показывает что, для организации плодотворной связи детский сад – семья необходимо чёткое, целенаправленное руководство. И осуществляет такое руководство музыкальный руководитель при активной помощи воспитателя. В нашем дошкольном учреждении все музыкальные мероприятия проходят при активной поддержки родителей.
игра «Озвучивание стихотворения»
«Зима» А. Прокофьев
По дороге по прямой 2 поочередных шлепка по груди, хлопок – 2 раза
Шла зима с морозами, 2 шлепка по груди, по ногам, 2 притопа, хлопок
Шла зима к себе домой – 2 поочередных шлепка по груди, хлопок – 2 раза
Снег стелила розовый. 2 шлепка по груди, по ногам, 2 притопа, хлопок
За зимою две метели 2 щелчка, 2 притопа – 2 раза
Снег тот веяли, мели, 2 щелчка, 2 притопа, 2 хлопка, шлепок по ногам
Снег взвивали, как хотели, 2 щелчка, 2 притопа – 2 раза
И кидали хрустали. 2 щелчка, 2 притопа, 2 хлопка, шлепок по ногам
Веду кружок дополнительного образования «Весёлая логоритмика» от 4 – до 7 лет. Являюсь соавтором Дополнительной общеразвивающей программы по логопедической ритмике «Весёлая логорритмика» возраст обучающихся: 4-5лет; 5-6лет; 6-7 лет. В составе: Н. В. Кузнецовой – заместителя Заведующего; О. Н. Елсуковой; Н. В. Кравченко. - (мной). Основная идея программы – интеграция различных видов деятельности с использованием приемов интегративной музыкотерапии, как средства оптимизации процесса личностного развития ребенка-логопата. Педагогическим советом ДОУ от 31.08. 2020г программа была одобрена. Процесс раскрытия музыкального образа музыкального через движения, пластику и жест – один из самых сложных и тонких аспектов работы музыкального руководителя в детском саду. Он требует больших специальных знаний, понимания сути и задач музыкального воспитания. Логопедическая ритмика с перкуссией тела–
это одна из форм кинезотерапии (терапии движением, направленная на преодоление нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховую, зрительную память, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи,
Систематическое проведение занятий с элементами логоритмики, с Техникой Вody percussion в процессе воспитания дошкольников, даёт положительные результаты.
У детей:
нормализуются психические процессы и свойства;
быстрее формируются двигательные навыки;
чище и грамотнее становится речь;
эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности
Таблица 1 Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и психолога.
Музыкальный руководитель Воспитатель Психолог
Проведение занятий по музыкально-ритмической деятельности с Техникой Вody percussion Сопровождение детей на занятиях по музыкально-ритмической деятельности, выполнение указаний музыкального руководителя. Проведение игр с детьми в свободное время. Знакомство с методиками и результатами диагностики. Включает в свои занятия музыкальные игры как повторение и закрепление, наблюдает за эмоциональным состоянием детей.
Разминка.
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика.
Танцевальная композиция.
Музыкально-подвижные игры.
Ритм в стихах.
Музыкально-двигательные фантазии. Пальчиковая гимнастика.
Музыкально-подвижные игры.
Игры по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика.
Музыкально-подвижные игры.
Музыкально-двигательные фантазии.
При разработке содержания программы мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип доступности и индивидуальности: учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому.
2. Принцип постепенного повышения требований: выполнение ребенком более трудных, новых заданий.
3. Принцип систематичности: непрерывность, регулярность занятий.
4. Игровой принцип: является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
5. Принцип повторяемости материала: повторение вырабатываемых двигательных навыков.
6. Принцип наглядности: иллюстрации, картинки, практический показ движений.
В заключении хочу сказать, сложность моей профессии состоит в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто широко образованным человеком, но и личностью. Моя профессия требует постоянного совершенствования: личности, музыкальных интересов, творческих способностей. Владеть инструментом, голосом, дирижёрскими умениями представляет собой ещё не полный «багаж» знаний, как любой грамотный музыкант, я знаю музыкальную литературу и историю музыки. Накопленный мною музыкальный опыт в сочетании со знаниями предметов психологии и педагогики, являются результатом моего педагогического труда, поиска и постоянного совершенствования.
Результаты педагогической деятельности
В своей работе я создаю условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к классической музыке, формирую вокально-хоровые навыки, музыкально - ритмические и реализую творческие способности детей в разных видах музыкальной деятельности. Самое важное – дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, в различных видах музыкальной деятельности, учитывая индивидуальные, возрастные и личные особенности каждого ребёнка. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. За педагогическую деятельность мною накоплен большой дидактический материал: конспекты занятий, выступлений, консультаций, докладов, сценарии театрализованных праздников и представлений, видеотека записей спектаклей и утренников, развлечений; аудиозаписи классической, народной, современной детской музыки, костюмы для спектаклей. Накоплен и систематизирован обширный методический материал: специальная музыкальная литература по всем возрастным группам, перспективные планы воспитательно-образовательной работы, разработанные для всех возрастных групп с учётом преемственностью между ними и возрастных особенностей дошкольников, сводные таблицы по итогам диагностики, аналитические отчёты о проделанной работе за последние три года. Систематически повышаю свой музыкально-педагогический уровень, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство. Применение ИКТ помогает детям точно воспроизводить музыкально-ритмические движения, в танцах, хороводах, ритмических схемах. Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Выводы:
У детей сформированы знания, умения и навыки, соответствующие каждому возрасту. Важно пробудить творческую активность и развить музыкальные способности ребёнка Телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. Освоение Body Percussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также – развитие координации тела. Движение под музыку помогает проследить развитие музыкального образа. Детям нравится заниматься Body Percussion – для них естественно взаимодействовать с различными частями своего тела. Таким образом, научившись выражать своё состояние с помощью звуков своего тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное. Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.