Елена Верецкая
Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности
Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. К. Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку подвигаться 2-3 минуты, и он подарит вам 20 минут дополнительного внимания». Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения происходит у него в опоре на практические действия. В то же время у 25 % выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками, наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях. Существует актуальность проблемы формирования детского взаимодействия, необходимость поиска новых средств форм обогащения социального опыта растущего человека и совершенствования этого процесса в период дошкольного детства.
Публикация «Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Изучение проблемы формирования детского взаимодействия самым тесным образом связано с таким важным видом детской деятельности как игровая деятельность дошкольника. Подвижные игры выступают ярким средством социализации, поскольку взаимодействие с другими людьми, оказывает влияние на формирование личности дошкольника, развитие его социально-значимых качеств, формирование социального опыта. Так в процессе общения со сверстниками в игровой деятельности у дошкольников появляются общие интересы, их объединяет общность стремлений, на основе которых складываются детские коллективы, команды.
К исследованию межличностных отношений в дошкольном возрасте обращались многие ученые Я. Л. Коломинский, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, Т. В. Сенько и др. По их мнению, в результате взаимодействия изменяется деятельность детей, их поведение и отношения, где действие «каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».
Исследования Е. А. Аркиной, А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной и др. ученых свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей и физкультурные досуги, в частности, служат незаменимым средством формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.
Успешной социализации дошкольников способствует спортивно-игровая
деятельность в процессе, которой, происходит не только укрепление организма, приобретение ребенком новых двигательных действий, но и в ходе, которой у детей закладываются нормы поведения и морали, появляются интересы, привязанности. Перед началом любой образовательной деятельностью педагог настраивает детей на работу: «Чтобы хорошо выполнить упражнения, нам нужно хорошее настроение. Давайте подумаем о чем-нибудь приятном. А теперь давайте улыбнемся и подарим хорошее настроение друг другу. Молодцы! За работу!»
При проведении игр с правилами на роль ведущего команд выбираются дети, которые не только легко справляются с задачами игр – соревнований, но и целесообразно назначать застенчивых воспитанников, что стимулирует физическую активность, развивает творческую инициативу, организаторские способности, сближение детей. Это помогает приобрести множество ценных личностных качеств, таких, как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность, целеустремленность, коммуникабельность.
Виды организации спортивно-игровых развлечений различны по содержанию и композиции:
Игровые. Основными задачами таких развлечений является, позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов.
Например:«Вечер подвижных игр», «Физкультурное развлечение, посвященное дню защиты детей».
Соревнования. Участники двух или более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем. Основными задачами таких развлечений являются воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту, к личным достижениям, воспитание коммуникативных способностей, нравственных качеств. В эстафетах используются разные пособия: мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, шнуры. Проводятся с детьми 5-7 лет.
Например:«Веселые старты».
Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются одной темой и идеей. Основные задачи определяются сюжетом.
Например:реализация задач ЗОЖ, воспитание интереса к народным традициям, формирование познавательной активности, формирование представлений о ПДД.
Творческие. Их цель – формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т. д.) Дети должны чувствовать ответственность за ход и за результаты своей деятельности.
Например:«Удивительные приключения в сказочном лесу»
Педагогические требования к организации и проведению физкультурных досугов.
Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один раз в месяц. В младшей и средней группах в течении 20-30 минут, в старшей – 30-35 минут, в подготовительной к школе – 35-40 минут. Организуются они во второй половине дня. В каникулы и в летнее время физкультурный досуг может проводиться и первой половине дня, после завтрака.
Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует учитывать климатические условия.
При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи:
• в младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркие впечатления;
• в среднем дошкольном возрасте приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей;
• в старшем дошкольном возрасте развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Варианты проведения физкультурных досугов.
Первый вариант. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.
Второй вариант. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам.
Третий вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям.
Пятый вариант. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Физкультурные досуги для дошкольника, это не только ступень развития личности, но и период активного взаимодействия с окружающим миром. В процессе игрового взаимодействия ребенок учится преобразовывать полученный в общении со сверстниками и взрослыми опыт в свой личный социальный опыт. У него активно развивается творчество, фантазия, воля, уважение к другим и самоуважение, он учится контролировать свои эмоции. Ребёнок развивается как индивидуальность. Таким образом, особенности, характерные для игровой деятельности дошкольников, такие как многообразие игрового содержания, положительный эмоциональный фон, возможность проявления творчества и самореализации в процессе проигрывания разнообразных ролей в игровой деятельности, способствует социализации дошкольников и формированию у них социального опыта.
Литература:
1. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей.
Занятия, развлечения, праздники, походы, -Ярославль: Академия Холдинг, 2005.
2. Лисина Т. В., Морозова Г. В. Подвижные тематические игры для дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. 2-е Издательский центр «Академия», 2000.