МААМ-картинки

Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Наталья Кротова
Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его

успешной социализации в обществе. Важным условием достижения поставленных задач можно рассматривать межличностные отношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, что обеспечивает удовлетворение одной из основных потребностей в дошкольном возрасте – общение со сверстниками на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств. Как отмечает В. Н. Куницына, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Публикация «Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст является этапом становления личности ребенка. Ребенок изначально включен в межличностные отношения. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности.

Для изучения уровня развития межличностных отношений старших дошкольников мы использовали методику «Лабиринт» Л. А. Венгера, диагностику способности детей к партнерскому диалогу А. М. Щетининой, проективную визуально-вербальную методику «Два домика».

Согласно полученным результатам исследования уровня развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (методика «Лабиринт» Л. А. Венгера, у 10% детей отмечался первый тип сотрудничества, у 10% - второй тип, у 20% - третий тип, для 40% детей характерным был четвертый тип, для 20% - пятый, шестой тип отсутствовал (0%).

Изучение уровня развития партнерского диалога у детей старшего дошкольного возраста (диагностика А. М. Щетининой) позволило сделать следующие выводы: для 20% дошкольников характерным был высокий уровень

развития партнерского диалога, у 40% испытуемых отмечался средний уровень, для 30% детей характерен низкий уровень, у 10% отмечен нулевой уровень.

По результатам изучения отношение к себе и к другим детям у детей старшего дошкольного возраста (проективная визуально-вербальная методика «Два домика») мы выяснили, что 35% имеют целостное положительное отношение к себе и другим, 45% дошкольников имеют положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим и у 20% дошкольников отмечается непринятие себя.

Процесс развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста эффективен при соблюдении следующих педагогических условий: организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; систематическое проведение специально организованной работы с детьми, включающей в себя использование игровых упражнений, заданий, педагогических ситуаций (умение привлечь к себе внимание сверстника; использовать вербальные и невербальные средства для установления контакта; умение учитывать в ситуации коммуникации интересы сверстника; умение замечать эмоциональное состояние партнера и проявлять сочувствие и сострадание; умение в доброжелательной форме выражать согласие и несогласие с партнером, навыки культуры общения; умение слушать партнера).

Совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста, усиливающая контакты детей и создающая общие эмоциональные переживания, предполагала организацию различных видов деятельности, которые способствовали развитию межличностных отношений между детьми : игровая (дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры); коммуникативная (включение коммуникативных игр в совместную деятельность детей со сверстниками, дошкольников с взрослыми); познавательно-исследовательская (опыты, эксперименты); самообслуживание и элементарный бытовой труд (помощь товарищам в одевании и раздевании, аккуратном складывании одежды в шкафчик, уборке постели, подготовке и

уборке рабочего места, стирка мелких вещей);конструирование из разного материала (создание поделки из бумаги и природных материалов по подгруппам, парами; коллективное создание конструкции из Лего-конструктора и других строительных наборов); изобразительная (рисование, лепка, аппликация в соответствии с тематическим планированием – создание работ по подгруппам, парами); музыкальная (хороводы, музыкальные игры); двигательная (выполнение упражнений вместе с взрослым, самостоятельное выполнение после показа взрослого (ребенка, расстановка с ребенком необходимых пособий и снарядов, физминутка, утренняя гимнастика, свободная двигательная активность).

Также мы использовали различные игровые упражнения, задания, педагогические ситуации, способствующие развитию межличностных отношений старших дошкольников. Например, для развития умения привлекать к себе внимание сверстника предлагалось игровое упражнение «Назови себя», где ребенку предлагалось представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Для развития умения использовать вербальные и невербальные средства для установления контакта рекомендуется использовать задание «Разговор сквозь стекло», где необходимо детям разбиться на пары и представить, что один из них находится в большом магазине, а другой – ждет его на улице, но при этом они забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина, им нужно попробовать договориться о покупках сквозь стекло витрины. Следует помнить, что их разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно не услышит. После того как вони договорились, могут обсудить, правильно ли друг друга поняли.

Результаты контрольного этапа экспериментальной работы подтверждают эффективность педагогических условий развития межличностных отношений старших дошкольников. Сравнение полученных данных на констатирующем и контрольном этапе выявило, что показатели

развития сотрудничества, партнерского диалога и отношения к себе и к другим детям у старших дошкольников имело существенные положительные изменения после проведения формирующего этапа эксперимента.

Сравнивая результаты изучения уровня сотрудничества детей, выяснили, что появился шестой тип сотрудничества, повысились показатели пятого типа сотрудничества на 10%, четвертого типа – на 10%, уменьшились показатели третьего типа на 10% и на контрольном этапе отсутствуют первый и второй типы сотрудничества. Сравнение результатов изучения развития партнерского диалога показало, что высокий уровень повысился на 10%, средний уровень увеличился на 20%, низкий уменьшился 20%. Изучение отношение к себе и к другим детям у детей старшего дошкольного возраста выявило, что показатели целостного положительного отношения к себе и другим увеличились на 20%, положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим уменьшилось на 5% и непринятие себя демонстрируют лишь 5% детей.

Таким образом, развитие межличностных отношений старших дошкольников осуществляется путем реализации педагогических условий, заключающихся в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и систематическом проведении специально организованной работы с детьми, включающей в себя использование игровых упражнений, заданий, педагогических ситуаций.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!» Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе По возрастным нормам к концу дошкольного периода.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста » Методическая разработка Методическая разработка: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста" В дошкольном возрасте освоение речи.

Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений детского и подросткового возраста Дружба в любом возрасте нужна и необходима. А для детей и подростков дружба особенно важна и нужна! Дружба помогает почувствовать себя сильнее,.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы 1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года). Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить,.

Картотека доброжелательных отношений для детей старшего дошкольного возраста Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Воспитатель: Мы все любим солнышко. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Конспект занятия по формированию межличностных отношений в средней группе «Я и мои друзья» Ирина ЖбановаКонспект занятия в средней группе "Я и мои друзья" Цель:формирование правильных межличностных отношений (умение дружить, беречь.

Особенности межличностных отношений у дошкольников Т. А. Репина провела исследования, которые доказали, что группа в дошкольном учреждении не является аморфным объединением, в которым отношения.

Развитие межличностных отношений у детей шестого года жизни На разных возрастных этапах действуют общие закономерности становления и развития межличностных отношений, несмотря на то, что их проявления.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей Тема: «Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей». Почему нитью общения с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 19:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кротова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД