Ираида Белова
Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей».
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть в сказку, и это приносит им радость. Взрослые, говоря о «сказочном мире детства», ошибочно полагают, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе и радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и, зачастую, мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что всё закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло – будет наказано. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР!
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Погружаясь в сказку дети испытывают радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети, вживаясь в образ героя, испытывают такие эмоции, которые раньше были им незнакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и придет на помощь театрализованная сказка.
В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на 2 план, их место заняли видеокассеты, диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется родителями; компьютерные игры. У детей появляются новые герои, часто не отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. Почему мультфильмы про Чебурашку имели и имеют грандиозный успех в Японии? Иностранцы понимают: такого мастерства и душевного вложения в создании фильма, как в России, нигде в мире нет. Этот «зверёныш» обаятельный, беззащитный— и в этом секрет его успеха. Рядом с ним ребенок сам чувствует себя сильным. Необходимо начинать развивать интерес к театрализованным играм, обогащать знания о театре.
Наши дети знакомы со многими русскими народными сказками. Я отбираю для чтения тексты, имеющие воспитательную ценность, художественную выразительность языка. Предоставляю возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, оценивать поступки героев произведения. При рассматривании иллюстраций уделяю внимание анализу эмоциональных состояний персонажей (“Что с ним?”, “Почему он плачет?”, “Почему рассердился Крокодил?”)
Когда мои воспитанники пришли в наше учреждение, я сразу столкнулись с тем, что они не умели общаться друг с другом, часто ссорились, не уступали игрушки. В процессе общения между собой некоторые дети обнаружили повышенную возбудимость, другие дети – вялость, апатию. Были дети чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо обидчивости, требующие внимания только к ним.
Поэтому, учитывая особенности детей, включала в работу игры и этюды, воспитывающие сочувствие, ласку и доброту, нежность. Например, игра «Спи, Танюшка». Цели и задачи: воспитание нежности и ласковости, развитие воображения и выразительности движений. Дети поют колыбельную песню по две строчки, сидя на стульчиках и передают куклу – малыша осторожно, «чтоб не разбудить» ребенку сидящему рядом. Во время исполнения песни ребенок с нежностью и любовью смотрит на куклу: «Баю-баю-баю! Куколку качаю, куколка устала, целый день играла. Положи, Танюшка, щечку на подушку, вытяни ты ножки, спи скорее, крошка».
В дошкольном возрасте недостаточно развиты эмоции, особенно детям трудно выражать эмоциональное состояние, чувства словами, поэтому они часто обижали друг друга, толкались. Передо мной стояла цель: научить общаться, понимать чувства своих товарищей. Работала над интонационной выразительностью речи: разные слова и слоги учились произносить с различной интонацией. Игра «Повтори фразу». Цель: развитие выразительности речи. Описание игры: воспитатель называет фразу ( например: «У меня есть зайчонок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью. Или произносить слоговые сочетания ( например: “Ля-ля-ля”, так же с интересом, с радостью и т. п.
Я учу детей говорить о своих чувствах, чтобы они меньше действовали кулаками. Это один из основных приёмов, способствующих уменьшению агрессии. Например, два ребенка ведут диалог. Данил: «Ты забрал мою игрушку, а мне обидно…» Тимур: «Но ведь я тоже хочу играть этим самолетом!» Данил: «А давай играть вместе!» Данил: Давай». Дети стали более сдержанными, научились договариваться друг с другом, стало меньше конфликтов между ними.
Я стараемся у каждого ребенка найти что-то хорошее, необычное, что значительно поднимет его в глазах детского коллектива. Например, Иья пришел к нам скрытным, неразговорчивым, держался в сторонке и дети относились к нему как к малышу. В индивидуальной работе над интонационной выразительностью речи, стало понятно, что ребенку очень нравится театрализованные игры, этюды. Провела индивидуальную работу в семье. Мальчик настолько ярко стал проявлять себя в театрализованной деятельности, что отношение детей к нему значительно изменилось. Они приняли мальчика в свой коллектив как равного. Он научился с помощью выразительных движений, жестов, мимики показывать разное настроение: удовольствие, отвращение. Например, этюд «Кошка». В основе этюда – стихотворение Г. Сапгира «Кошка» :
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в товарищи – щенка?
- Фрр!
Чтобы детям было интереснее, использую игры, упражнения, связанные с познавательной деятельностью. Например, игра – драматизация стихотворения «Грибы» : «Я мухомор красный! Гриб опасный». (Грозит пальцем, шагает, заносчиво подняв голову). «А я – лисичка, рыжая косичка». (Пробегает на носочках). «Я – хрюшка, розовое ушко». (Кружится, показывает на ухо рукой, наклонив голову). «Я гриб – сморчок, бородатый старичок». (Идет, согнувшись, как будто опирается на палочку). «Ягриб – белый, ешь его смело”. (Выступает вперед, широко разводит руки в стороны, улыбается). Все дети вместе танцуют. Здесь идет работа над выразительными движениями и жестами.
Театрализованные игры помогают мне в решении программных задач: развитие речевого дыхания и голоса. Например, упражнение «Разговор овощей», где дети говорят о своих чувствах: один хвастается, а другой обижается. Ребенок произносит слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обижено). Красный и красивый Помидор хвастается перед Огурцом: «Па- пу, пы-по!». Огурец обижается: «Пы-бы, по-бо».
С помощью мимики учу детей выражать эмоциональное состояние. А развитие эмоционального мира детей способствует формированию межличностных отношений.
Учу образно перевоплощаться с помощью пластических этюдов. (Вот я какой дуб. А вот я — капуста).
Родители моих воспитанников – активные участники педагогического процесса. Они помогают в изготовлении различных видов театра, шьют костюмы для спектаклей, рисуют вместе с детьми иллюстрации к сказкам, по которым интереснее рассказывать сказки, чем по купленным в магазине книгам. Родители с удовольствием участвуют в совместных постановках спектаклей, в заседаниях родительского клуба «Театральная гостиная».
Подготовка спектакля способствует развитию памяти, формированию произвольного поведения, сплочению детского коллектива, улучшению детско-родительских отношений.
-Дети научились выражать эмоции с помощью мимики, жестов; речь стала более выразительная, а это способствует развитию коммуникативных качеств. При решении конфликтных ситуаций дети могут подобрать правильную интонацию, слова, говорят о своих чувствах, радуются успехам товарищей. Мои воспитанники стали более отзывчивыми. Овладели выразительными средствами: интонацией, мимикой, это помогает детям глубже осознать переживания сверстника. Формируется детский коллектив, а это говорит об эффективности использования театрализованных игр в формировании доброжелательных межличностных отношений между детьми.
Результаты работы по формированию доброжелательных отношений детей
Умение договариваться при распределении ролей: показатель на начало года составил 20 %, на конец 60%, положительная динамика составляет 40 %.
Умение выражать словами свои чувства: показатель на начало года составил 25 %, на конец 55%, положительная динамика составляет 30 %.
Список используемой литературы:
1. И. П. Кошманская. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону “Феникс” 2004.
2. Е. А. Пожиленко. КАРО Санкт-Петербург 2004.