Светлана Соседкина
Развитие мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях,» размещена в разделах
Давно известно о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях :
кинетический песок,
счетные палочки,
крупы,
бусы,
пластилин, масса для лепки,
шнуровки,
шарики Марблс,
пальчиковый театр.
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны педагогов. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то свое. На логопедических занятиях кинетический песок не только помогает развивать мелкую, но и закреплять поставленные звуки, развивать связную речь, обогащать словарь и др.
Игры и упражнения со счётными палочками развивают не только мелкую моторику (умелость, ловкость, координацию, но и внимание, мышление, сообразительность, конструктивные навыки (то есть синтез, анализ, зрительное восприятие и мыслительные операции сравнения). Также можно использовать цветные счетные палочки Кюизенера.
Благодаря тому, что крупы существуют самых разных видов по величине, форме и цвету, играть в них никогда не наскучивает. Детям нравится пересыпать манную и кукурузную крупу, сортировать по цвету фасоль и горошек, выкладывать придуманные сюжеты, а еще можно предложить «нарисовать» буквы.
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно предложить для игры бусы с бусинами различного размера и формы. Бусы можно приобрести уже готовые, а можно изготовить самостоятельно – из фломастеров, коктельных трубочек, макарон и др.
Пластилин на занятиях можно использовать для закрепления графического образа изучаемой буквы, предложить ребенку поиграть в пластилиновую мозаику. Из массы для лепки вылепить фигурки на изучаемый звук, сделать самостоятельно бусы и т. д.
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию глазомера, внимания, во время игр происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Шнуровки готовят руку к письму и развивают усидчивость. Выкладывание узоров или букв из ниток разной толщины и длины позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
Шарики марблс делают из стекла и предназначены для украшения ваз, аквариумов. Необычные «бусины», гладкие, разнообразные по цвету, форме и размеру, шарики доставляют большое удовольствие для детей, в то время как игры с ними решают ряд коррекционных задач :
автоматизация поставленных звуков;
развитие связной речи;
обогащение словарного запаса;
развитие внимания, памяти, зрительного восприятия и мышления у детей;
формирование навыков звуко – буквенного анализа и синтеза;
развитие фантазии, воображения и творческого мышления у детей.
Для развития мелкой моторики на логопедических занятиях часто используются кукольные, пальчиковые театры. Дети перевоплощаются в героев, меняя интонацию, тембр голоса, погружаясь в сказочный сюжет. Развивается не только связная речь, но и память, воображение, фантазия у ребенка. Некоторые сказки можно использовать для закрепления поставленных звуков (например, «Теремок» – для автоматизации звука [ш], а «Колобок» – для звука [л]).
Работа по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях позволит улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
А при наличии огромного выбора дидактического материала сделать такие занятия увлекательными и запоминающимися не составит труда! Удачи!