Елена Иксанова
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С самого раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику детей. Для развития мелкой моторики существует множество приемов: пальчиковые игры, упражнения с различными предметами (карандашами, мелками, шишками, счетными палочками, всевозможные игры-шнуровки, массаж и самомассаж. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшать произношение и обогатить словарный запас.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека- от 3-х до 9-ти лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямо зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка. С помощью речи мы выражаем свои мысли, желания, передаем свой жизненный опыт. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека- его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью, ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо.
Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.
Обычно ребенок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, связная речь.
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц и для других органов.
Следует помнить, что развитие тонкой коррекции движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки.
Актуальность: Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.
Цель моей работы: развивать у детей мелкую моторику на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:
1. Наглядность и учет возрастных индивидуальных особенностей детей.
2. Развивающий характер обучения.
3. Систематичность и последовательность.
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :
1. Составление фигур из счетных палочек. В работе с дошкольниками я использую счетные палочки.
Цель: развитие ручной умелости, ловкости, координации, речи, мышления, воображения, сообразительности; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
2. Использование прищепок.
Прищепки- прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направлена на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50-70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг-солнышко, коричневая полоска- змея, фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.
3. Найти прищепке «домик» нужного цвета.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Дети берут по одному стаканчику на котором наклеены цветные полоски и крепят прищепки на стаканчик нужного цвета.
4. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
5. Использование сухого бассейна.
Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей. Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчикам. Нарисовать на крупе букву или цифру. Найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это.
6. Нанизывание.
Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями.
7. Шнуровка.
Шнуровка - это продергивание шнурка в отверстие. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые пролезает червячок; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части, трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
8. Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка - головоломка, которую составить из отдельных фрагментов картинку. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.
Вдавливание деталей в пластилин.
Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.
9. Сортировка круп.
Детям предлагают перемешанные в коробке крупы и малыш раскладывает их по другим коробкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.
10. Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы - это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, то бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрывать бутылку крышкой и погреметь содержимым.
11. Использование мозаики.
В своей работе использую разнообразные виды мозаик- с шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагайте малышу вставить детали мозаики сначала в любое отверстие (куда попадает) затем покажите, как можно выполнить из мозаики, выложить дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений- цветы, трава, солнышко, зверушки и др.
12. Раскручивать и закручивать крышки.
В таких играх развиваются соотносящиеся действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем, закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутри интересны предметы.
13. Функциональные застежки.
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат одеваться и раздеваться, то в игре используются специальные дидактические игрушки.
14. Самомассаж.
С помощью массажа развивается ловкость движения пальцев и кистей рук. Возможно движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок, они укладывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
15. Определи наощупь.
Детям предлагается определить наощупь сколько фасоли в мешочках: много-мало, одна- ни одной. При перебирании пальчиками фасоли у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом, этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.
16. Рисование и лепка.
На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приемы рисования и лепки, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики дошкольников. Очень нравится детям «рисование» фасолью, пальчиками, приемы пластилинографии.
Все выше перечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом, речевому развитию. Данный вид работы –мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем развития речи; в детском саду и в домашних условиях. При проведении данной работы очень важно соблюдать технику безопасности. Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиваться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители- самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же, в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Кнопки, молнии, т. к. эти действия формируют речевую умелость. Провожу консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Так же родители принимают активное участие в изготовлении поделок. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навыки письма.