Любовь Амельчакова
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.
Основными Задачами, которые я определила для себя в этом коррекционном направления, являются
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Это доказано учеными.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Своеобразие развития детей со сниженным интеллектом состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого я использовала следующие формы работы:
* совместная деятельность воспитателя с детьми;
* индивидуальная работа с детьми;
* свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использую разные методы и приемы работы: это такие, как
* массаж кистей рук
* пальчиковая гимнастика, физкультминутки
* пальчиковые игры со стихами,
* пальчиковый театр
нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий я выбрала те, которые более интересны детям и они с ними справляются
рисуем: кистью, пальцем, ладошкой, поролоном, мятой бумагой, ватной палочкой, кляксографией, сыпучими материалами.
Методы и приёмы, которые помогают мне в обучении нетрадиционному рисованию на занятиях, кружке, самостоятельной деятельности детей в группе
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста (4-6 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами
Особое внимание уделяю раскрашиванию контурных изображений. Для этого использую альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, я предлагаю игры, например, рисование по соли, это те действия с материалами, когда детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении, что развивает тактильное восприятие у детей.
При рисовании нетрадиционными техниками я применяю стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В нашей коррекционной работе необходимо использовать только
индивидуальную работу с детьми. В неё я включила задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создала микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
В продуктивных видах деятельности мы работаем с разным материалом: пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.
• В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки», где используются нетрадиционные методы рисования (составляется тематический план работы). Из работ, которые были сделаны в кружке, мы делали выставки для родителей.
• Вместе с детьми были созданы коллективные работы: «Листопад», «Осенний коллаж», «Птицы на ветке».
• В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.
• Периодически представляем результаты своей деятельности в детском саду на выставках.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Элементы массажа рук». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
* во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
* во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В конце каждого года я провожу итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
По результатам работы в течение года я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1982.
3. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб. : Сотис, 2002.
4. Гризик Т. И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М. : Просвещение, 2005
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2000.