Ксения Абраменкова
Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Степень развития мелкой моторики определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений- ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально- волевой сферы происходит замедленно с отставанием от нормы. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии у детей с ЗПР моторной сферы создают определенные трудности в овладении навыками рисования, ручного труда, а в дальнейшем и письма.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, не полный объем движений, нарушена их произвольность. Движения рук бывают не ловкими, не согласованными.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает детям возможность ориентироваться в пространстве (понятия «право», «лево», «верх», «низ»).
Речевое сопровождение.
Движения рук.
Коробок от спичек
Для деток- невеличек,
Не спички будем зажигать,
А картинки рисовать.
Катать не сможем коробок,
Но сможем взять за уголок.
Цветы будем рисовать,-
Ребром плотно прижимать.
КОРОБОК.
Проворачивание коробка вокруг своей оси,
держа 2-мя пальцами за ребра.
Имитация подж-я спичек.
Имитация оттиска ребра.
Попытка прокатить по ладони.
Взять 2-мя пальцами за углы по диагонали.
Имитация оттиска ребра по кругу.
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.
ЗУБНАЯ ЩЕТКА.
Верт. зажатие щетки ладонями и совершение
вращательн. движ-ий.
Взятие щетки в правую руку.
Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руку.
Поменять руку,
Поменять руку.
Не морковку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
Морковью оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем.
ПЕЧАТКИ (морковь)
Погрозить пальцем правой руки,
левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Левой ладони,
Зажав печать между ладонями покатать.
Ватной палочкой играем,
Дружно пальчики считаем:
1,2,3,4,5-
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки-
Наши выручалочки.
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
Держать 2-мя пальцами за середину,
повернуть вокруг оси, передавая в др. руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев, поочередно со см. рук.
Зажать палочку между ладонями, повернуть.
Продавливать рисунок сложно,
Но научиться тоже можно.
Зубочистки- палочки,
Наши выручалочки.
Ладошки наши разминают,
Рисовать нам помогают.
ЗУБОЧИСТКА
Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно.
Вращение между ладонями.
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Быть послушными учу
Пальчики, ладошки.
ШАРИКИ
Круговые вращения шариков между ладонями.
Губка- значит поролон,
И капризный же он.
Быстро впитывать умеет
И темнеет, тяжелеет.
Зато рисунок получаем нужный
Очень легкий и воздушный.
ГУБКА
Сжатие губки в кулак, попеременная
передача из рук в руки в ритме стиха.
Наши руки нам расскажут,
Все умеют, все покажут
5 их на моей руке.
Рисовать могут и всегда помогут
Пальцев подушечки рисуют рисуют ватрушечки.
И ладошки рисуют у нас.
Рисунок просто высший класс.
ПАЛЕЦ,ЛАДОНЬ,КУЛАК
Ритм. сжимание и разжимание пальцев рук.
Поочередное разибание пальцев из кулака
одной рукой, затем др.
Кулак в ладошку поочередно, «слепить»
пирожок из ладошек.
Волнообр. приклад-е верхней ладони к нижней.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики рук (застегивание, расстегивание пуговиц, шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, конструктор и т. д.).
Изучая различные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.