Алина Прохорова
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности
В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов развития детей. Мелкая моторика связана с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников ограниченными возможностями здоровья уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Развитие ребенка –это чудо, предполагающее удивительное и постепенное раскрытие личности, эмоций, развитие взаимоотношений и формирование движений. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, и хотя у них подобное раскрытие происходит куда медленнее. Каждая новая «веха» в этом процессе становится праздником. (Бруни М.)
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления, плохо развита речь.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.
У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами.
Использование различных видов театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития, и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.
Выбирать вид театра для игры следует в зависимости от возраста и особенностей развития двигательных навыков детей.
На первом этапе работы выбираем театр, который способствует развитию общей координации движений:
Театр рукавичек
Для начала одному ребенку предлагается только одна рукавичка, которая надевается на ведущую руку маленького актера, отрабатываем точность, плавность движений, учим действовать в соответствии с текстом. Затем в игре принимает участие пассивная рука- учим производить движения без помощи активной руки. Дальше предлагаем играть двух героев обеими руками, задача усложняется- разными руками теперь нужно совершать отличные друг от друга движения. Обязательно напоминаем детям названия действий, направление движений, что помогает ребенку сосредоточить свое внимание на собственном теле.
Настольный театр, театр игрушек
Название такого вида театра говорит само за себя - игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, противопоставлять большой палец остальным при захвате фигурки, использовать обе руки для манипулирования предметами.
Театр «Би-ба-бо»
Кукла надевается на руку актера, при этом указательный палец проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки, ребёнок учиться контролировать движения не только рук, но и положение пальцев, а также их движения в соответствии с текстом, что способствует развитию у детей общей и мелкой моторики.
Пальчиковый театр
На каждый пальчик надевается отдельная игрушка из ткани. Надевая такие игрушки на пальцы, ребенок самостоятельно играет роль всех героев. Пальчиковый театр помогает развить беглость пальцев, способствует появлению навыка движения отдельно каждым пальчиком. Если ребенку трудно управлять пятью героями одновременно, то можно начать с двух. Когда маленький актер приловчится играть роли пальчиками ведущей руки, то можно учиться управлять героями пассивной рукой. Очень важно не переутомлять руку ребенка чтобы это не вело к повышению тонуса мышц.
Театр на ложках/ шпателях/ лопатках
Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения, прием захвата и удержания предметов, развивает координацию движения.
Театр из шишек/ помпонов/ клубков
В ходе игры фигуркой из шишки или помпона ребенок получит не только положительный опыт от любимой сказки, но и эффект самомассажа. Самомассаж кистей рук позволяет достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, укрепляются мышцы, суставы и связки, подготавливает ребенка к письму. Кроме того, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.
Работа над развитием мелкой моторики, через театральную деятельность способствует развитию координации и синхронизации движений мышц обеих рук; помогают детям лучше управлять движениями собственных пальцев.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.