СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность,тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из показателей интеллектуального развития ребёнка является развитие мелкой моторики кистей рук. В своём развитии ребёнок идёт от простого к более сложному, от простого захвата игрушки и удерживания её всей кистью до более сложного – брать предмет большим и указательным пальцами, показывать его окружающим и перекладывать на другое место. Ребёнка учат держать ложку, вилку, карандаш, учат держать ножницы и владеть ими. Для того, чтоб определить уровень готовности и развития речи детишек первых лет
жизни учёными разработан следующий метод: ребёнка просят показать сначала один указательный пальчик, потом указательный и средний, а затем три пальчика – указательный, средний, и безымянный. Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно – это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, каждый пальчик изолированно двигаться не может, мышление у
этих детей затруднено – это дети не говорящие. Следовательно, пока движения пальчиков не станут свободными, мышление и речь будут затруднены. Когда движение пальчиков ладошки достигнет определённой точности, начнётся формирование активного словаря.
У ребёнка уже сформирован достаточный пассивный словарь, он живёт и общается со взрослыми и сверстниками, приобретает некий жизненный опыт. Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребёнка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определённой ловкости и точности. Развитая мелкая моторика – это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуд.
Развитию мелкой моторики способствуют:
массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками, пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;
настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определённой последовательности;
игры с сыпучими (песок, крупы, пересыпать из одной ёмкости в другую, спрятать в одной из ёмкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать;
рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров; лепка из пластилина, теста, глины;
застёгивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров,
шнуровка, нанизывание бусин и т. д.
В ходе таких занятий развиваются следующие движения:
хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребёнок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);
соотносящие действия: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и др. ;
подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; движения кистей и пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук.
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик.