Вадим Воеводенко
Развитие мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.
Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей : изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь. Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах
Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.
При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате
По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.
Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений :
• плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
• различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
• сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.
Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.
Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.
Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной. Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста.