Татьяна Егорова
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Публикация «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Цель: активизация активных и пассивных движений пальцев рук.
Необходимо научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости.
— предметной, состоящей из отдельных изображений;
— сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
— декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы
Аппликация из салфеток
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получают удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки – более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста много внимания уделяется такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия рекомендуются физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям.
Обрывная аппликация.
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересно было выполнять работу, можно вместе придумывать сюжет или выбрать любимого героя.
Аппликация из ниток.
Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе. Нитки — прекрасный материал для аппликаций. С ними можно придумать много всего интересного.
Аппликация из ладошек.
Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и создают аппликации своими руками. Им интересно делать аппликацию при помощи своей ладошки.
Используя технику обрисовывания ладошек, можно сделать разные аппликации. Нет предела фантазии — будет это ёжик, рак или огромный цветок. Всё зависит от настроения и полёта ваших мыслей.
Аппликация из пуговиц.
Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику.
Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам в возрасте старше года интересно видеть результат своего труда сразу.
Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Формы работы:
1. Учебная деятельность – даются знания, умения, навыки.
2. Совместная деятельность – закрепляются знания, умения, навыки.
3. Самостоятельная деятельность – полученные знания. Умения и навыки дети используют в свободное время.
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного, образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе работы с детьми и разговора с ними о том, что они сделали, воспитателю важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием, показать, что делает предмет, явление красивым.
Мы считаем, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка.
К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.